Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Русские снимают! Русские снимают!

Возрождение российской киноиндустрии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российская киноиндустрия, пережив десятилетие бездействия, вызванного социальными, политическими и экономическими потрясениями страны после распада Советского Союза в 1991 году, переживает сейчас творческий подъем и резкий рост посещаемости кинотеатров. А Голливуд - чьи продюсеры, дистрибьюторы и прокатчики редко упускают шанс воспользоваться предоставляющимися возможностями - тратит миллионы на кинотеатры, прокат и на сами фильмы.

Джеймс Дек (James Deck) и Джеймс Хет (James Heth) - или "американцы", как их зовет российская съемочная команда - спустились на глубину 70 метров по ржавой лестнице в абсолютную темноту одного из извилистых туннелей московского метрополитена, гораздо ниже уровня строительной площадки, находящейся около старого Театра Советской армии.

Г-н Дек и г-н Хетт являются креативным и техническим советниками триллера "Путевой обходчик", который снимается в России, на русском и предназначен для миллионов зрителей, живущих на территории бывшего Советского Союза. Это первый фильм на местном языке для компании "Monumental Pictures", совместного предприятия "Sony Pictures Entertainment" и "Patton Media Group" - киносъемочной компании, поддерживаемой частично американскими инвесторами.

Главная задача советников заключается в установлении студийной рабочей этики в съемочной группе "Путевого обходчика" и в обеспечении того, чтобы фильм был закончен вовремя и не вышел за рамки выделенного бюджета. Когда режиссер фильма Игорь Шавлак говорит, что камеры начнут снимать через 30 минут, г-н Дек добродушно приподнимает бровь. "Точно?" - спрашивает он.

Г-н Шавлак одобрительно относится к этому. "Идея заключается в том, чтобы перенять американский опыт производства фильмов, - говорит он. - Общеизвестно, что мы отстаем в этом отношении".

Однако, судя по всему, отставание продлится недолго. Российская киноиндустрия, пережив десятилетие бездействия, вызванного социальными, политическими и экономическими потрясениями страны после распада Советского Союза в 1991 году, переживает сейчас творческий подъем и резкий рост посещаемости кинотеатров. А Голливуд - чьи продюсеры, дистрибьюторы и прокатчики редко упускают шанс воспользоваться предоставляющимися возможностями - тратит миллионы на кинотеатры, прокат и на сами фильмы.

"Это похоже на золотую лихорадку, - говорит Майкл Линтон (Michael Lynton), председатель "Sony Pictures Entertainment". - Там имеется большой опыт хороших съемок, там есть актеры и режиссеры, которые знают, что они делают. Главное - попасть туда с самого начала".

Россия, конечно, является местом, в котором золотая лихорадка не кончается никогда. Также она является непредсказуемым, неповоротливым местом, в котором за последние годы оправдывались и рушились надежды многих охотников за удачей. Однако даже с учетом этого аналитики и деятели киноиндустрии отмечают, что кинобизнес в России выглядит более многообещающим и более цветущим, чем он был на протяжении многих, многих лет.

В 2005 году кассовые сборы в России выросли на 20 процентов, а американская компания "PricewaterhouseCoopers" предсказала двухзначный рост в каждом из пяти ближайших лет. (Другими горячими рынками, судя по предварительным данным, являются Турция и Китай.) И наоборот, практически во всех крупных странах Западной и Восточной Европы в прошлом году кассовые сборы снизились. В Соединенных Штатах доходы также уменьшились на 5,7 процента, до 9 миллиардов долларов США.

Количество билетов, проданных в России в 2005 году, выросло на 19 процентов, до 125 миллионов штук, в то время как посещаемость кинотеатров в остальной Европе, Соединенных Штатах и в большинстве стран Азии остались на прежнем уровне, либо снизились, по данным "PricewaterhouseCoopers".

Крупнейшим российским дистрибьютором является компания "Gemini Film", которую в апреле купила кинокомпания "20th Century Fox", являющаяся подразделением "News Corporation". Михаэль Шлихт (Michael Schlicht), уроженец бывшей Восточной Германии, возглавлющий московский офис "Gemini Film", считает, что серьезные, креативные кинокомпании игнорируют Россию на свой страх и риск. "Вы должны быть там", - говорит он.

"Путевой обходчик" является первым их трех фильмов, которые "Sony" планирует снять совместно с компанией "Patton", в число партнеров которой входят Пол Хет (Paul B. Heth), старший брат Джеймса, и Шэри Редстоун (Shari Redstone), президент "National Amusements", бостонской компанией, владеющей кинотеатрами. Отец г-жи Редстоун - американский медиа-магнат Самнер Редстоун.

Г-жа Редстоун также совместно с г-ном Хетом владеет "Rising Star Media" - созданной пять лет назад компанией, построившей два кинотеатра-мультиплекса, привлекающих тысячи зрителей в бурлящие мегамоллы, расположенные в пригородах Москвы. "Rising Star Media" говорит, что она планирует построить еще 2 мультиплекса, в том числе и первый подобный кинотеатр в Санкт-Петербурге, втором по величине городе России.

Другие компании также проявляют интерес. По словам руководителей "Fox", купившей международные права на ужастики Тимура Бекмамбетова, сверхъестественные блокбастеры "Ночной дозор" и "Дневной дозор", у нее теперь в России 40 работников. В марте "Walt Disney Company" объявила о найме высокопоставленного руководителя для расширения деятельности в Москве. Подобные шаги, пусть и крошечные по американским корпоративным меркам, все же отражают то, как и насколько быстро меняется российский кинематограф.

После распада Советского Союза российская киноиндустрия - довольно совершенная, несмотря на государственное управление - практически прекратила свою деятельность из-за потери финансирования. Как и другие отрасли промышленности, она изо всех сил старалась приспособиться к свободному рынку. Большинство из старых советских кинотеатров - большие залы с одним экраном - превратились в казино или автомагазины. Большое количество дешевых пиратских видеокассет, которых позже заменили DVD, удерживали россиян от посещения небольшого количества сохранившихся кинотеатров. Даже нашумевшие фильмы, такие как лента Никиты Михалкова "Утомленные солнцем", получившая в 1994 году премию "Оскар" как лучший иностранный фильм, люди смотрели главным образом по видео.

По данным "Gemini Films" и журнала "Кинобизнес сегодня", в 1997 году, который можно считать самой низшей точкой упадка российской киноиндустрии, продюсеры сняли в России всего 13 фильмов. Общие кассовые сборы составили всего 6 миллионов долларов, из которых на долю российских фильмов пришлась лишь незначительная часть. В следующем году Россия объявила дефолт по своим долгам и рубль обесценился, из-за чего у населения практически не стало денег для походов в кино.

Затем, начиная с 2000 года, ситуация в стране изменилась. Политическая и экономическая стабильность, совпавшая с президентством Владимира Путина, способствовала росту доходов и вызвала потребительский бум, что привело к тому, что у россиян появилось нечто ранее неслыханное: свободные средства. Хотя Россия остается бедной страной, в которой средний месячный доход составляет 350 долларов США, в ней начинает появляться средний класс, особенно в таких городах, как Москва, где месячный доход, по официальным данным, равен 1050 долларам.

После нескольких лет бурного роста на долю российских фильмов в прошлом году пришлось 26 процентов кассовых сборов. Аналитики предсказывают, что в ближайшие годы эта доля может вырасти до 40 процентов. Не без помощи субсидий со стороны правительства производство фильмов в России с 2002 года удвоилось, в этом году снимаются около 85 картин.

В отличие от других процветающих рынков, Россия не особо препятствует съемкам фильмов на своей территории или их распространению. В Китае, например, политики ограничивают импорт, разрешая ввозить в страну всего 20 иностранных фильмов в год. В свою очередь Индия находится под влиянием тесно связанной группы производителей, специализирующихся на стилизованных мюзиклах. Из-за этого иностранцам трудно проникать на рынки этих стран.

Вследствие своей относительной открытости Россия заняла 13-е место в списке крупнейших кинорынков мира, как отмечает "PricewaterhouseCoopers". По мнению аналитиков, рынок скорее всего будет продолжать расти, благодаря населению России, равному 143-м миллионам человек, и многим миллионам русскоговорящих жителей на Украине, в Казахстане и других бывших советских республиках.

Голливуд берет это на заметку. В декабре прошлого года в ознаменование перевыпуска сказки "Золушка" на DVD компания "Disney" устроила бал для 2000 детей в Кремлевском дворце съездов, где когда-то собирались ведущие представители Коммунистической Партии.

Снаружи снег покрывал золотые купола кремлевских соборов, а внутри "Disney" угощала пирожными и конфетами принцев и принцесс, которые учились танцевать вальс. Персонажи диснеевских мультфильмов - официально осуждаемых некоторыми руководителями в те времена, когда страна была под советским контролем - кружились по паркету. "Disney" даже прислала в Россию некоторых актеров из Соединенных Штатов, которые исполняли песни в "Золушке" и "Белоснежке". Несколькими месяцами позже "Disney" объявила о расширении своей деятельности в России, которая стала для нее приоритетным направлением.

Однако эта компания, отличающаяся консерватизмом, только начинает задумываться о съемках картин в России, пока же она говорит, что ей гораздо удобнее продавать DVD, книги и плюшевых животных.

В 1996 году Пол Хет, совместно с "Eastman Kodak Company" в качестве спонсора, открыл первый в Москве современный кинотеатр в американском стиле в переоборудованном зале на Пушкинской площади. Он назвал его "Кодак Киномир". Это был первый кинотеатр с цифровым звуком и синхронным дубляжем. Г-н Хет вспоминает, как зрители выстаивали долгие очереди, чтобы попасть на первый фильм - триллер "Скала" с Николасом Кейджем (Nicholas Cage). На протяжении следующих двух лет билеты распродавались полностью практически на каждый сеанс.

"Хорошая новость - русские любят ходить в кино", - говорил тогда г-н Хет. Тем не менее, к 2000 году в России было всего 78 современных экранов в 55 кинотеатрах. Однако затем наступил бум. В 2005 году количество экранов перевалило за 1000, и ожидается, что в этом году оно достигнет цифры 1350.

Но трудности сохраняются. Незадолго до открытия своего первого кинотеатра "КиноСтар" в 2003 году компания г-на Хета "Rising Star" получила кресла без болтов, которыми они должны крепиться к полу. "Я не хочу сказать, что вести бизнес здесь легко, - говорит партнер г-на Хета, г-жа Редстоун. - В Соединенных Штатах это довольно сложно. Однако тут еще сложнее".

Г-н Хет и г-жа Редстоун говорят, что их кинотеатры пытаются воспроизвести гламур Голливуда, однако с современным оттенком. Они все оснащены системами кондиционирования воздуха, возводятся в пригородных огромных торговых центрах, поблизости находятся крупные магазины, например, "IKEA". В первом кинотеатре "КиноСтар" служащие проводят зрителей до зарезервированных мест. В нем даже один раз играл оркестр Большого театра. В кинотеатре продается пиво и вино, а также выпечка, сандвичи и суши.

Некоторых все это великолепие отталкивает. Провести вечер в кино не очень дешево: билет в Москве стоит больше 9 долларов. "Сначала люди старшего поколения думали, что эти кинотеатры слишком "гламурны", - говорит г-жа Редстоун. - Они думали, что туда необходимо приглашение".

Несмотря на высокую стоимость билетов, российские фильмы вскоре начали бить усиленно рекламируемы голливудские блокбастеры, используя голливудское же оружие, в том числе массовый одновременный показ и активную рекламу. В 2004 году чрезвычайно популярный российский фильм "Ночной дозор" впервые стал отечественным фильмом, собравшим самую большую кассу, 16,3 миллиона долларов, обогнав долгожданного "Властелина колец: Возвращение короля", набравшего 14 миллионов.

Следующие российские фильмы побили рекорд "Ночного дозора". В 2005 году историко-приключенческий фильм "Турецкий гамбит" получил 19,3 миллиона долларов. Несколькими месяцами позже "9-я рота", кровавый, эмоциональный фильм о советских солдатах в Афганистане в 1980-х годах, собрал 25,6 миллионов долларов. Г-н Путин посмотрел ленту в своей резиденции под Москвой и сказал после этого, что российская киноиндустрия "возродилась".

"Дневной дозор", продолжение "Ночного дозора", вышел в свет в январе этого года и собрал 34,7 миллионов долларов, в три раза больше, чем фильм Питера Джексона (Peter Jackson) "Кинг Конг". Интересно, что снятые в России фильмы, о которых часто говорят, что они являются ответом на привозное голливудское кино, продвигаются благодаря интересу к ним Голливуда.

"Путевой обходчик" ничем не похож на голливудский блокбастер. Его бюджет равен примерно двум миллионам долларов США. Сюжет - чисто российский: происходит неудачное ограбление банка и грабители захватывают заложников. Это волнительная тема для страны, в которой за последние годы произошли два крупных кризиса с заложниками, в которых погибли сотни людей - в московском театре в октябре 2002 года и в бесланской школе в сентябре 2004 года. В фильме грабители сбегают в расположенный под Москвой лабиринт туннелей, где встречаются с таинственным убийцей, бывшим агентом КГБ, одержимым идеей защиты секретных линий метрополитена, которые, по давно существующим слухам, предназначались для эвакуации коммунистических деятелей.

Однако американское влияние в "Путевом обходчике" несомненно. "Monumental Pictures" следит за фильмом с самого начала, проводит фокус-группы для проверки линий сюжета и даже привезла американского специалиста по сценариям для полировки фраз. Участие звезд также входит в набор приемов, используемых продюсерами фильма, так как в России, как и в Америке, звезды обеспечивают кассу.

"Они тоже хотят своих собственных брэдов питтов и моник беллуччи, - говорит Михаил Дунаев, управляющий директор холдинга "Система Масс-Медиа", основавшего "Тема Продакшн" - люксембургскую компанию, снявшей в этом году два российских фильма. "Тема" в настоящее время переоборудует недостроенный военный склад в Санкт-Петербурге под студию площадью около 4000 кв. метров, которую планирует открыть в следующем году.

Финансовый риск при съемках фильма в России невелик: большая часть бюджетов составляет от 1 до 5 миллионов долларов. Однако остаются другие причины для головной боли - повседневные проблемы типа пропусков в закрытые зоны или офисные помещения.

"Мы не можем снять офис, - говорит г-н Линтон из "Sony". - Это не Шанхай с его новыми зданиями. А те здания, что есть, находятся не в лучшем состоянии".

Для предотвращения аналогичных проблем такие студии, как, например, "Fox", не начинают снимать фильмы в России без привлечения местного продюсера. У "Sony" есть директор по международным делам Гарет Уиган (Gareth Wigan), работающий в Лос-Анджелесе, однако регулярно посещающий Москву для контроля за снимаемыми компанией фильмами.

Г-н Дек говорит, что задержки, которые преследуют съемочный процесс в любой стране, здесь объясняются российской бюрократией. И, конечно, существует языковой барьер. Однако его восхищение можно понять. "Невозможно построить такие декорации", - довольно говорит он, вглядываясь в туннель, в котором идут съемки "Путевого обходчика".

Самая крупная проблема Голливуда в России хорошо известна: это пиратство. DVD продаются на улицах всего за 2-5 долларов в день премьеры в кинотеатрах - а иногда и раньше. Многие копии сделаны прямо с копий, предназначенных для показа в кинотеатрах, что позволяет сделать предположение о деятельности работников местной индустрии развлечений, а не пиратов, сидящих с камерами на задних рядах кинотеатров. По оценке г-на Шлихта, западные студии и продюсеры теряют около 90 процентов потенциальных доходов от кассовых сборов в России из-за процветающего пиратства. Однако даже этот факт не останавливает наиболее решительных инвесторов.

"Россия представляет собой горячий рынок, потому что там действительно есть прибыль, - говорит Томас Йегес (Tomas Jegeus), сопрезидент отделения "Fox", занимающегося международным прокатом. - Это не просто обещание хорошей прибыли в будущем, как это происходит во многих других странах".

___________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru:

Свет! Камера! Русское кино! ("Business Week", США)

Ночной дозор: яркий прыжок в темный мир фантастики ("The Washington Post", США)