У России солидная репутация в сфере производства военных самолетов (вспомните знаменитые МиГи), но вот ситуация с коммерческой авиацией менее почетная. Отечественная компания "Ильюшин" не смогла идти в ногу с Boeing и Airbus и ушла с рынка пассажирских самолетов.
Теперь Россия пытается вернуться в коммерческую авиацию, создав Sukhoi Superjet 100. Название регионального лайнера, рассчитанного на перевозку 100 пассажиров, было объявлено на этой неделе на презентации, где предлагалось шампанское, закуски и бесчисленные прилагательные в сравнительной степени.
"Наша стратегическая цель - стать игроком в мировой авиации, - объявил Михаил Погосян, глава концерна "Сухой". - А потому у нас есть моральное обязательство перед владельцами компании предложить самое лучшее имя для нашего продукта".
Представители компании сообщили, что выбор названия был обусловлен тем, что оно символизирует "суперподвижность в небе и в бизнесе".
"Наша компания должна стать победителем, - сказал Погосян. - Мы не удовлетворимся серебряной медалью. Мы будем первыми".
Первый испытательный полет Superjet 100 назначен на сентябрь 2007 г. Субподрядчиками проекта выступают многие западные компании, а первоначальная цель - построить 700 самолетов.
Компания отказалась сообщить цену авиалайнера, но специализированные издания оценивают его в 25 млн. долларов.
В настоящий момент концерн получил заказ только от одной авиакомпании, "Аэрофлота". "Если российские авиаперевозчики не будут пользоваться российскими самолетами, им не будут доверять", - заявил Виктор Субботин, глава "Гражданских самолетов Сухого".
Говард Рубел (Howard Rubel), аналитик аэрокосмической отрасли компании Jefferies & Company, считает, что "Сухой" не сможет продавать самолеты за пределами России, если не создаст инфраструктуру для их обслуживания, как это сделали Boeing и Airbus.
"Самолет для "Сухого" означает не только супераппарат, но и суперобеспечение с суперподдержкой", - сказал он.
Построив Sukhoi Superjet 100, Россия выйдет на рынок, где сейчас господствуют канадская Bombardier и бразильская Embraer.
Более того, ей предстоит бороться за новый бизнес на сужающемся рынке. Мировой рынок региональных авиалайнеров в последнее время сильно сжался, и эта тенденция вряд ли изменится, частично из-за того, что уже продано очень большое число таких самолетов.
В своем ежегодном прогнозе Boeing пишет, что доля рынка региональных лайнеров в общем количестве заказов коммерческой авиации в этом году составит 13% по сравнению с 17% в 2004 г. В том же году компания прогнозировала, что в следующие 20 лет будут заказаны 4290 самолетов. Теперь же она сократила прогноз на 840 единиц.
Тем не менее, проект "Сухого" и аэрокосмическая отрасль страны в целом заинтересовали крупные западные компании, которые надеются, что контакты с концерном помогут им хоть как-то зацепиться на огромном российском рынке. Это Boeing, Airbus и Alenia Aeronautica, дочерняя компания Finmeccanica.
В 2002 г. Boeing подписала ряд соглашений с "Сухим" о предоставлении консультаций по инженерно-конструкторским работам, продажам, маркетингу и производству регионального лайнера. Условия контрактов не разглашались.
"Большинство наших самолетов продаются за пределами США, и наши клиенты ожидают от нас участия в их бизнесе", - сообщила по электронной почте представительница Boeing Commercial Aviation Викки Рэй (Vicky Ray).
В прошлом месяце итальянская Alenia Aeronautica приобрела 25% акций "Сухого", одновременно получив место в совете директоров. Alenia инвестирует в российский концерн 200-250 млн. долларов и надеется получить часть субподрядных работ в проекте, в том числе, на использование своих турбовинтовых двигателей.
Airbus в этом году объявил о заключении долгосрочного соглашения с Россией о сотрудничестве в разработке самолета и производстве деталей на сумму 25 млрд. долларов.
"Сухой" является частью Объединенной авиастроительной корпорации, созданной в этом году и объединившей шесть основных авиастроительных компаний страны в холдинг со значительным государственным контролем.
Дружба с Россией очень важна для Boeing и Airbus, потому что обе они надеются получить заказы на строительство широкофюзеляжных самолетов для "Аэрофлота". Ожидается, что "Аэрофлот" и региональные авиалинии потратят более 20 млрд. долларов на закупку 130 или более таких самолетов для модернизации своего парка.
Считалось, что "Аэрофлот" выберет Boeing 787 или Airbus A350 и объявит о своем решении на авиасалоне. Но неразбериха с дизайном A350 вынудила российского перевозчика отложить выбор до окончания переработки самолета.
"И Boeing, и Airbus работают в тех странах, где они хотят продавать самолеты, - сказал в интервью на авиасалоне Джон Катлер (Jon B. Kutler), глава инвестиционной компании Admiralty Partners. - У России крепкие основы в аэрокосмической отрасли, а "Аэрофлоту" нужны самолеты. Но "Сухой" со своим региональным лайнером немного запоздал".