Саммит "Большой восьмерки" был успешным для президента России Владимира Путина, однако пока еще не ясно, получит ли Россия выгоду от него.
На заключительной пресс-конференции, состоявшейся в понедельник вечером, представители прессы делали то, чего они обычно не делают - они аплодировали политику.
Путин, одетый в привычный для него темно-синий костюм, в своих заключительных слова на саммите обратился к примерно 400 журналистам, собравшимся в пресс-центре.
"Мы постарались создать для вас максимально комфортные условия работы не для того, чтобы подкупить вас, и для того, чтобы вы нам что-то хорошее по этому поводу написали. Просто мы знаем, что не только у политиков, но и у представителей прессы хлеб нелегкий, - сказал он. - Надеюсь, что вам понравилось. Будем рады видеть вас у нас в России и в Петербурге как можно чаще".
Было видно, что международные средства массовой информации, обычно критикующие президента за политику, воспринимаемую Западом как ущемление демократических свобод, впечатлены происходящим. Это было последнее из множества очков, заработанных Путиным за время трехдневного саммита в Санкт-Петербурге.
На совместной пресс-конференции, состоявшейся в субботу за несколько часов до прилета остальных лидеров стран-членов "Большой восьмерки", Путин затмил собой президента США Джорджа Буша (George W. Bush). Хотя, конечно, Буш дал Путину превосходную возможность для этого, когда привел пример Ирака, чтобы поучить его демократии.
"Нам бы, конечно, не хотелось, чтобы у нас была такая же демократия, как в Ираке, скажу честно", - отметил президент, имея в виду, несомненно, непрекращающееся там насилие.
Пресса набросилась на Путина в связи с состоянием прав человека в его стране, однако российский лидер смог перехитрить их.
На вопрос о том, что он думает о встрече американских чиновников с представителями оппозиции и неправительственных организаций, Путин ответил: "Я тоже встречался с представителями неправительственных организаций... Это хорошо. Чем больше мы работаем с гражданским обществом, тем лучше. И если оппозиция говорит конструктивные вещи, то мы принимаем ее мнение во внимание".
Однако остаются сомнения - что, если открытость, продемонстрированная Путиным на саммите, исчезнет после того, как будут убраны палатки, установленные для прессы около Константиновского дворца.
Что касается текущего конфликта на Ближнем Востоке, то Путин и президент Франции Жак Ширак (Jacques Chirac) призвали Израиль проявить "всю сдержанность", сумев воздержаться при этом от обвинений Сирии и Ирана в том, что они спонсируют террористические организации.
Буш и канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel), которая становится все более близким союзником Вашингтона, проиграли свою борьбу, в результате чего было принято то, что Путин назвал "гораздо более сбалансированным заявлением".
Все эти успехи усилили роль Путина в глобальной политической системе, однако они являются лишь политическим маркетингом. Единственным серьезным политическим вопросом, затронутым президентом Путиным, было заявление об энергетической безопасности.
Аналитики считают его основные положения, утвержденные в субботу, одобрением роли России как энергетической сверхдержавы. Европа все в большей мере зависит от российской нефти и природного газа и стремится обеспечить поставки российских энергоресурсов в будущем. Именно это, по мнению наблюдателей, заставило лидеров "Большой восьмерки" пообещать, что их страны будут частью "открытых и прозрачных рынков", и что они будут делать транснациональные инвестиции в энергетику.
Контролируемый государством российский энергетический гигант "Газпром" вследствие этого получит возможность покупать европейских поставщиков энергоресурсов. Это обеспечивает России краткосрочный экономический успех, и вместе с тем не запрещает ей искать в будущем альтернативных покупателей энергоресурсов, таких, как, например, Китай и Индия.
Было видно, что Путин доволен документом, в котором, как он сказал, в первый раз принимается во внимание роль стран-поставщиков и рассматривается не только безопасность поставок, но и безопасность спроса.
Однако хотя Путин хорошо показал себя на саммите, Россия в целом могла выступить гораздо лучше. Страна все еще не входит во Всемирную Торговую Организацию, так как переговоры между Бушем и Путиным закончились безрезультатно. Соединенные Штаты остаются последней страной, препятствующей вступлению России, и Буш дал понять, что в этом направлении еще предстоит много работы.
У экономики России, которая в настоящее время бурно развивается благодаря высоким ценам на нефть и газ, нет обещающего будущего. Москва не смогла ускорить экономическое развитие в других областях; кроме энергоресурсов и авиационной и космической промышленности, экономике страны практически нечего показывать.
Разрыв между богатыми и бедными все еще очень велик, и несмотря на заявления Путина, сделанные им на саммите, Запад по-прежнему сомневается в том, смогут ли власти прекратить ограничивать свободу прессы и нарушать права оппозиционных групп.
Саммит "Большой восьмерки", по словам наблюдателей, почистил, но не изменил имидж России. По-прежнему остается только гадать, в каком направлении правительство поведет свою страну.