Покупка российским банком более пяти процентов зарегистрированных на бирже акций корпорации EADS, которая является материнской компанией авиастроительной фирмы Airbus, была организована членами российского правительства. Об этом сообщают люди, имеющие отношение к данной сделке. Этот шаг демонстрирует растущее стремление Москвы к укреплению связей с европейской авиационной промышленностью.
Инвестирование российских средств в европейскую авиационно-космическую и оборонную компанию, которая, кроме всего прочего, создает французские баллистические ракеты и намерена стать крупнейшим поставщиком для министерства обороны США, является еще одним признаком того, что экономическое и политическое возрождение России стало неожиданной проблемой для западных политиков и капитанов бизнеса.
В пятницу руководство EADS получило уведомление о том, что крупный российский государственный банк - "Внешторгбанк" - приобрел 5,02 процента акций этой компании. По словам знакомых с данной сделкой людей, данные акции могут скоро оказаться в руках государственной Объединенной авиастроительной корпорации. ОАК была создана в этом году по указанию российского президента Владимира Путина с целью консолидации остатков авиационной промышленности советской эпохи. Доля акций "Внешторгбанка" в EADS в настоящее время оценивается примерно в 920 миллионов евро (около 1,2 миллиарда долларов).
Данное событие произошло в неудобный для компании EADS момент. Эта франко-германская аэрокосмическая группа, владеющая 80 процентами акций производителя гражданских самолетов Airbus, пытается снизить политическое давление на менеджмент компании со стороны Парижа и Берлина. Российские инвесторы в ближайшее время вряд ли смогут потребовать для себя место в совете директоров корпорации, однако участие в сделке близких к Кремлю компаний обещает усложнить жизнь менеджерам EADS.
Участие России может также вызвать политические трения в отношениях с США, где EADS надеется выступить в качестве конкурента компании Boeing в борьбе за многомиллиардный контракт с Пентагоном на поставку самолетов-заправщиков.
По словам российских представителей, ОАК и правительство России считают данное вложение средств одним из способов сближения с EADS, которая в настоящее время владеет 10 процентами акций сибирской авиастроительной компании "Иркут", призванной составить основу ОАК. Данная сделка говорит о том, что российское руководство осознало необходимость интеграции авиационной отрасли страны с западными производителями в интересах ее выживания.
"Формирование международного альянса - это единственный способ спасти нашу авиационную промышленность", - заявил Константин Макиенко из московского Центра анализа стратегий и технологий.
Компания "Сухой", которая войдет в состав ОАК, в настоящее время разрабатывает небольшой региональный пассажирский самолет, который она со временем надеется продавать на мировом рынке. Однако российские руководители осознают, что аэрокосмический сектор страны не обладает возможностями для производства чего-то большего.
Руководитель ОАК Алексей Федоров заявил на прошлой неделе, что компания хочет купить 10 процентов акций EADS, хотя напрямую он и не подтвердил факт недавнего приобретения.
Отвечая на вопрос о роли ОАК, пресс-секретарь EADS Михаэль Хаугер (Michael Hauger) сказал, что в пятницу его корпорация, как того требует законодательство по ценным бумагам, получила уведомление от "Внешторгбанка" о том, что он приобрел на бирже более 5 процентов акций EADS. По словам Хаугера, из уведомления следует, что "Внешторгбанк" приобрел акции для себя.
Представитель руководства "Внешторгбанка" Василий Титов отказался прокомментировать заявления о том, что банк действует от имени ОАК. По его словам, данная покупка была осуществлена в рамках "обычной деятельности банка на рынках ценных бумаг", и "Внешторгбанк" купил эти акции, потому что "в настоящее время их цена низка".
Европейские политики в прошлом приглашали Россию к участию в корпорации EADS, к числу владельцев которой относится и французское государство, обладающее 15 процентами ее акций. На церемонии презентации супераэробуса А380 компании Airbus в январе 2005 года тогдашний канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schröder) в своей речи заявил, что "корабль EADS еще не заполнен", и там по-прежнему "много места для новых партнеров", особенно для России. Германия не владеет акциями EADS, но является закулисным игроком в данном консорциуме. Германская автомобилестроительная компания DaimlerChrysler является крупнейшим единоличным акционером EADS, владея пакетом в 22,3 процента акций корпорации.
Данная сделка по приобретению акций была осуществлена в тот момент, когда Россия, получающая большие прибыли от продажи нефти и иных ресурсов, пытается углубить экономические связи с Европой в условиях охлаждения отношений с США. Акции корпорации EADS резко упали в цене после того, как компания объявила 13 июня, что задержки в производстве аэробуса А380 приведут к снижению чистой прибыли компании на 2 миллиарда долларов за четыре года.
Корпорация EADS, чикагская компания Boeing, итальянская Finmeccanica и ряд других авиакосмических фирм укрепляет связи с Россией, Китаем и Индией. У компании Boeing в Москве имеется конструкторский центр, в котором работает 1350 российских инженеров, проделавших более трети проектно-конструкторских работ по созданию нового пассажирского лайнера "Боинг-787". Компания также создала совместное предприятие с российской фирмой "ВСМПО-Ависма" для поставки титана. EADS сейчас размышляет над планами создания сборочной линии аэробусов в Китае. Finmeccanica, сотрудничающая как с Airbus, так и с Boeing, является инвестором и участником производства регионального самолета компании "Сухой".
Любая сделка с ОАК может укрепить перспективы деятельности EADS в России. Она улучшит шансы Airbus в борьбе с компанией Boeing за трехмиллиардный в долларовом выражении контракт на поставку 22 новых авиалайнеров для российского национального перевозчика - компании "Аэрофлот". Airbus может также получить крупные заказы от других российских авиалиний, стремящихся заменить свои стареющие парки авиатехники.
От сотрудничества выиграет и российская авиационная промышленность, которая получит более широкий доступ к технологиям коммерческой авиации. Именно в этой сфере она намного отстает от своих западных партнеров.
_____________________________________________________________
Медведи тоже могут летать ("The Wall Street Journal", США)