В России опять начались погромы, нападения на определенные этнические группы, всегда сопровождаемые насилием, а порою и заканчивающиеся смертью. Они были частым явлением в России в период с 1880 по 1921 год. В то время их жертвами в основном являлись еврейские общины. В настоящее время на линии огня оказались кавказцы, выходцы из Центральной Азии, цыгане. Весной убийства лиц 'неславянской наружности' (33 случая за девять месяцев 2006 года) стали обычным способом выражения расистских настроений в России. И ситуация усугубляется день ото дня.
В мае в городе Харагун (Читинская область) произошла массовая драка между русскими и азербайджанцами, в результате один человек погиб. Через месяц, в деревне Таргиз (Якутский район) начались китайские погромы, закончившиеся изгнанием 75 китайцев. Через пару дней жители Сальска (Ростовская область) 'объявили войну' дагестанцам, в результате погиб один человек. По всей территории Федерации, от Дальнего Востока до юга России, где проживают 50 национальностей (татары, башкиры, ненцы, чеченцы, ингуши, балкары и т.д., причем все они - граждане России) и 17 миллионов иммигрантов, катится волна ненависти. 'После начала второй чеченской войны в 1999 году нетерпимость к представителям другой национальности, страх перед иммигрантами, ненависть настолько возросли, что Россия превратилась в страну с самым высоким уровнем ксенофобии в Европе', - считает социолог Лев Гудко.
Митинги, расистские лозунги, поджоги, мародерство: с 31 августа по 4 сентября настоящий пожар ненависти к кавказцам бушевал в Кондопоге, небольшом промышленном городке, стоящем на русско-финской границе. В течение пяти дней обезумевшая толпа - по свидетельствам милиции подогретая спиртным - взялась за имущество 'черных' - ларьки, гаражи, автомобили - в них летели камни, бутылки с коктейлем Молотова. Толпа требовала немедленной 'депортации неруси'.
В Кондопоге все началось с потасовки между русскими и кавказцами в кафе-ресторане 'Чайка', которым владели азербайджанцы. В этом сером городе, где бумажно-целлюлозный комбинат является единственным работодателем, доступные населению развлечения можно пересчитать по пальцам. Вечером 29 августа, группа молодых русских, отмечавшая новоселье, что-то не поделила с официантом кавказской национальности и его начальником. Страсти постепенно накалялись, голоса звучали все громче, в ход пошли кулаки. Кавказцы позвали на помощь земляков. Милицию вызвали на место происшествия, но она предпочла занять выжидательную позицию. В завязавшейся отчаянной драке двое русских - Сергей Усин и Григорий Слизов - получили ножевые ранения и скончались в больнице.
Жители отреагировали сразу же. Через два дня в центре города на стихийный митинг пришли 2 000 человек. 'Черные убили наших!', - вопила толпа, полная решимости отомстить 'неруси'. Она была распалена ультранационалистической организацией - Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ). Собственно, именно представители этой националистической прославянской группировки, которые приехали в Кондопогу из Москвы и Санкт-Петербурга, и организовали этот митинг. Каково же их кредо? 'Очистить Россию' от 'черных', обеспечить превосходство этнических русских и депортировать в 24 часа всех незаконных иммигрантов. Причем это касается как иностранцев (азербайджанцев, армян), так и граждан РФ (чеченцев, дагестанцев).
В Кондопоге иммигранты составляют всего 1 процент от всего населения, совсем не много. Там, как и во всех городах России, кавказцы на рынке держат палатки, где продаются овощи и фрукты. На этот-то рынок и обрушился гнев народный. Палатки разгромили и подожгли, товар расхитили. 200 кавказцев в панике покинули город. До сих пор десятки чеченцев скрываются в 50 километрах от Кондопоги.
3 сентября ОМОН начал наводить в городе порядок, но страсти не утихали. На следующий день была осуществлена попытка поджога спортивной школы, где работал чеченец. Расистские лозунги продолжали раздаваться на улицах. Под давлением жителей, мэр Кондопоги Анатолий Папченков предложил передать этническим русским рыночные палатки, которые раньше принадлежали чеченцам. Глава Карелии Сергей Катанандов осудил выходцев с Кавказа и других регионов, которые ведут себя подобно оккупантам. Что же он предложил в качестве решения? Либо они ведут себя тише воды ниже травы, либо уезжают отсюда!
Журналисты, политики, ультранационалисты были единодушны в своих оценках происшедшего. Чаша терпения переполнилась в Кондопоге вовсе не из-за межнациональной розни. Все дело в 'социальных проблемах', уверяли они. Кавказцы задирают нос перед русскими, их выставляемый напоказ достаток стал притчей во языцех, губернатор и тот упомянул об их мчащихся со скоростью света Мерседесах. А еще не стоит забывать про их 'мафиозные махинации', про то, как они подкупают милицию, чтобы та закрывала на все глаза.
За пять дней пока в Кондопоге царило безумие, ни одно высокопоставленное лицо, ни один политик, интеллигент, представитель мира искусства не удосужился осудить этот погром. Пресса разжигала ненависть. 'Истинная причина всего этого кроется в том, что оборотни в погонах позволили приезжим вести себя подобно оккупантам, без тени уважения к местным жителям', - писали 'Известия' 4 сентября.
В поддержку своей теории газета приводит случай, когда таджики, продавцы одного из столичных рынков, в течение шести лет, заливали две квартиры в московской многоэтажке. Они привозили укроп, раскладывали его на полу и поливали из душа, чтобы не завял. И в завершении газета пишет: 'Все обошлось - у квартиры, где таджики так прочно обосновались, сменился хозяин, а вместо рынка, где они торговали, построили супермаркет'.
Остается еще один вопрос: приняли бы погромы в Кондопоге подобный размах, если бы не вмешательство ультранационалистов и неонацистов, которые поспешили обернуть эти события себе на пользу? По всем телеканалам показали этих бритоголовых молодчиков, стоявших во главе разгула насилия, в также главу ДПНИ Александра Белова, кричащего в мегафон лозунги, распаляющие толпу. Через несколько дней после событий в Кондопоге Белов выступил на пресс-конференции вместе с депутатом Госдумы Николаем Куриновичем. Оба выступали за проведение тотальной чистки страны от 'криминальных элементов. . ., как обещал нам президент'. Они намекали на данное Владимиром Путиным в начале второй чеченской войны обещание 'мочить террористов в сортирах'.
Александр Белов в Кондопоге достойно справился с ролью вожака народных масс, и теперь поговаривают, что его обхаживает новая партия 'Союз доверия', одним из лидеров которой является спикер Совета Федерации. Политолог Марк Урнов считает, что подобные ДПНИ организации не смогли бы существовать без поддержки представителей российской политической элиты. Внутри нее существуют разные мнения по национальному вопросу, но есть и те, кто считает, что подобные организации полезны власти.
Вот уже около шести лет ультранационалистические и неофашистские организации (Славянский Союз, Русское национальное единство, Национал-социалистическая партия) находятся на виду. 4 ноября 2005 года, день, который по воле Кремля стал праздником 'национального единства', по улицам прошли более тысячи неофашистов, выкрикивая угрозы в адрес 'кавказцев-мафиози' и 'таджиков-наркоторговцев' и безнаказанно выбрасывая вперед руку в нацистском приветствии.
В России эти организации обладают свободой слова и передвижения, в то время как многие НПО уже испытали на себе давление бюрократического аппарата после того, как был принят закон об их статусе.
Здесь никто не запрещает расистские речи. В самом центре Москвы, в двух шагах от Третьяковской Галереи, расположен маленький книжный магазин, где можно купить последнюю священную книгу 'патриотов' - панегирик Адольфу Гитлеру, носящий название 'Что произошло 22 июня 1941 года?'. Автор книги Александр Усовский в июне удостоился чести презентовать свою книгу в Госдуме. На прилавке магазина также возлежит последнее издание Списка замаскированных евреев, в котором помимо других имен можно найти пассионарию украинской 'оранжевой революции' Юлию Тимошенко, правозащитника Дмитрия Сахарова и. . . генерала де Голля!
Неофашистские Интернет-сайты плодятся, как кролики, среди них 'форум церкви Адольфа Гитлера', и сайт национал-социалистического движения Славянский Союз. Интернет-чаты пользуются бешеным успехом. На них с остервенением обсуждают и будущее 'великой русской нации', и цвет знамени дивизии СС 'Мертвая голова'.
Именно на подобных сайтах трое молодых людей и нашли рецепт, как сделать бомбу, которую они впоследствии заложили в той части Черкизовского рынка, где торговали выходцы из Азии. Взрыв унес жизни 12 людей. Кем же они были, эти парни? Студенты 18 и 20 лет, они не входили ни в одну из экстремистских организаций, но в больших количествах поглощали неофашистскую литературу. Во время допроса они заявили, что их акция была направлена против засилья в стране нелегальных иммигрантов. 12 сентября был задержан 'мозг' банды, восемнадцатилетний Никита Сенюков, студент московского колледжа ГУВД. Он признался в убийстве семнадцатилетнего Вигена Абрамянца, которого хладнокровно зарезал в самом центре Москвы на станции метро Пушкинская 22 апреля.
Убийства на расистской почве мало кого возмущают, а к увлечению неофашизмом относятся легкомысленно. Если верить СМИ, сегодня в России 'фашизм вошел в моду'. Настолько, что даже популярный журнал 'Караван историй' опубликовал на обложке одного из своих последних номеров фотографию певицы Ирины Аллегровой в эсэсовской форме, с овчаркой на поводке, и никто не выразил своего возмущения по этому поводу. Русское издание журнала Newsweek в номере от 14-20 августа пишет о существовании 'подпольной фашистской культуры', ярким представителем которой является, например, Тесак, создатель жестоких видео-клипов. Звезда неофашистского шоу-бизнеса пользуется большой популярностью в своей среде, пишет Newsweek и называет Тесака 'Лени Рифеншталь русских нацистов'.
На Интернет-сайте Тесака можно ознакомиться с образцами его искусства. На одном из клипов люди в масках вешают 'таджика-наркоторговца', затем расчленяют и сжигают его тело. Съемки - бутафорские. 'Какая жалость!', - говорит голос за кадром. В разделе 'Сделай что-нибудь конкретное' можно найти образец письма в милицию. И призыв к любому гражданину, увидевшего иностранца на своей лестничной клетке, не задумываясь выдать его властям.
Дмитрий Демушкин - один из идеологов российского 'национал-социалистического движения'. Его организация, 'Славянский Союз', - или сокращенно 'СС' - только в Москве насчитывает 5 000 человек. Тридцатилетний Демушкин - костюм, галстук, взъерошенные волосы - совсем не похож на 'бритоголового'. Он представляется 'консультантом администрации президента'. У него случаются неприятности: за последние два месяца на его квартире два раза производили обыск, и ему больше не удается получать разрешения, необходимые для организации концертов для молодежи.
В отношении всего остального он спокоен. 'На самом высоком уровне было дано распоряжение меня не трогать', - хвастается он. У него ведь много сочувствующих - 'в Кремле, в Центробанке, в Рособоронэкспорте, в ФСБ, в прокуратуре, в полиции', даже в лоне православной церкви.
Демушкин не сомневается, что 'идеи национал-социализма, в конце концов, победят в России', поскольку они 'падают на благодатную почву'. Он сравнивает нынешнюю Россию с Веймарской республикой, на смену которой пришла гитлеровская Германия. К тому же, Демушкин считает, что 'молодое поколение хорошо относится к Адольфу Гитлеру'. 'События, подобные кондопогским, повторятся, и не один раз, будьте уверены. Многие группировки над этим работают, - добавляет он. - Мы первыми нажали на спусковой крючок. Улица за нас. Нынешняя власть или должна принять наши идеи, или уйти'.
Не кажется ли вам странным, что идеи национал-социализма находят отклик в сердцах жителей страны, которая заплатила самую большую дань - 27 миллионов погибших - в борьбе против нацизма? 'Многие не понимают, что это - нацистские идеи. По мнению других, Гитлер не сделал ничего плохого, разве что напал на СССР', - объясняет Александр Вершковский, сотрудник информационно-аналитического центра 'СОВА', который изучает рост ксенофобии в России.
'Что же касается увлечения нацистской символикой, - говорит он, - то это началось не сегодня. В конце 1970-х годов все русские с замиранием сердца следили за перипетиями фильма 'Семнадцать мгновений весны'. Главный герой сериала - советский разведчик Штирлиц, внедренный во время войны в СД. Штирлицу так шла нацистская форма, что он стал родоначальником новой моды. Александр вспоминает, как во дворе его школы все мальчишки играли 'в Штирлица', и вскидывали руку в нацистском приветствии.