В последние дни картина заметно прояснилась. Теперь масштабная демонстрация силы очевидна всем. Для достижения своих целей Россия вновь решила не прибегать к утонченным средствам. Официально приобретение ею 5 процентов акций EADS, материнской компании Airbus, служит подключению панъевропейского аэрокосмического и оборонного концерна к начатой президентом Владимиром Путиным кампании промышленной модернизации. Компании, переживающей трудные времена, сулят новые рынки. Москва во всеуслышание объявила о намерении приобрести 22 новых самолета среднего класса Airbus А350. - Дайте нам место в совете директоров, - говорят русские, - или пеняйте на себя.
Это гамбит представляет собой еще один пример жесткого подхода Кремля к ведению дел с Западом, в полной мере проявившегося на этой неделе, когда Россия неожиданно аннулировала заключение экологической экспертизы по нефтяному проекту Royal Dutch Shell 'Сахалин-2' стоимостью 20 млрд. долларов, а вчера предъявила претензии концерну Exxon Mobil, ведущему проект 'Сахалин-1'. Как эти маневры, так и способ приобретения акций EADS - и поставленные при этом требования - показывают, что Путину проще запугивать, чем сотрудничать. Государственный 'Внешторгбанк' втихую скупал акции, пока не дошел до порога, когда ему пришлось сообщить компании о приобретенном пакете. Не исключено, что с тех пор он покупал новые акции. Да, русские умеют находить выгодные инвестиции: акции были куплены после того, как прошлой весной EADS потерял половину своей стоимости из-за задержек с началом производства широкофюзеляжного самолета А380 и последовавшей за этим сменой руководства.
То, что они подошли к делу серьезно, подтверждает тот факт, что, по данным российской прессы, 'Внешторгбанк' покупает акции для Объединенной авиастроительной корпорации, которую Путин решил создать из обломков советской авиационной промышленности. В течение многих лет Советский Союз продавал за рубеж пользующиеся дурной славой самолеты Туполева лишь потому, что мог навязать их своим сателлитам, не имевшим права отказаться. Теперь Путин хочет создать в России сильную авиационную промышленность - и кто его упрекнет, взглянув на статистику авиакатастроф, в которые попадали российские самолеты? Он выбрал для этого кратчайший путь - посредством фондового рынка вынудить EADS поделиться технологиями с Россией. Теперь российский пакет акций EADS сравним с испанским, а Испания - участник пакта, связывающего французское государство, французскую медиа-группу Lagardere и немецкий концерн Daimler Chrysler. Вместе они контролируют 51 процент акций компании.
Вопрос о том, что делать Западу и, в частности, Европе, когда начнется приток капитала из богатой нефтью России, определенно непростой. Но причины, по которым Путину следует отказать в его притязаниях на EADS, очевидны.
Во-первых, EADS - это не просто авиастроительный концерн. Хотя на долю аэробусов приходится более 60% его дохода и 80% прибыли, EADS также разворачивает оборонную деятельность. Он производит вертолеты, компоненты для боевых самолетов, разведывательные системы, ракеты и электронику для вооруженных сил. Среди его клиентов - большинство армий Европы. Он стремится к расширению сотрудничества с Пентагоном и более активному присутствию на американском рынке. Захотят ли эти клиенты покупать боевую технику у компании, в совете директоров которой - большой друг Ирана и Сирии? Присутствие члена совета директоров из России несомненно нанесет ущерб бизнесу EADS.
Во-вторых, нет причин всерьез относиться к постулату русских о том, что член совета директоров упростит процесс промышленного сотрудничества и возможной передачи технологии. Несомненно, нельзя упустить шанс войти на российский рынок. Но EADS должен свободно решать, какого рода сотрудничество он будет вести со своими ключевыми партнерами, и не принимать такие решения в условиях шантажа пятипроцентным пакетом и возможными контрактами. Члены совета директоров имеют доступ к секретной и стратегической информации.
В-третьих, допуск России в совет директоров стал бы для компании шагом назад, в те дни, когда оборонной промышленностью руководили правительства. В то время, как Lagardere и DaimlerChrysler пытаются совместными усилиями избавить компанию от своекорыстных интриг французского правительства, человек Кремля в совете директоров ей не нужен. Управление компанией уже затруднено наличием двух сопредседателей правления и двух сопредседателей совета директоров - в каждом случае - от Германии и от Франции. Не потребует ли Россия назначения двух русских?
Арно Лагардер (Arnaud Lagardere) и Манфред Бишоф (Manfred Bischoff), возглавляющие EADS, были совершенно правы, отказав России в просьбе пересмотреть пакт акционеров компании. Но многие ожидают, что Путин повторит свои требования в ходе трехстороннего саммита с президентом Франции Жаком Шираком и канцлером германии Ангелой Меркель в эти выходные. Ходят слухи, что президент Франции готов удовлетворить его просьбу.
Прозвучат обычные аргументы о необходимости 'вовлечения' России вместо противостояния. Советские и российские лидеры часто играли картой 'вовлечения', шепча на ухо западным партнерам: 'Помогите нам на наших условиях или вы усилите темные, антизападные силы в российском обществе. Обычно Москва рассчитывает на то, что ей удастся найти одного-двух полезных идиотов, которые будут выражать эту позицию. Предшественник Меркель Герхард Шредер был сторонником вовлечения России любой ценой. Немногие внимательно слушали речь тогдашнего канцлера по случаю торжественного запуска программы А380 в январе 2005 г. EADS, заявил он тогда, должен привлекать новых партнеров, прежде всего, Россию. Теперь Шредер - глава одной из дочерних компаний 'Газпрома'.
Кажется, Путин не собирается предлагать работу Шираку после того, как тот покинет свой пост в мае будущего года. Но, в любом случае, французский президент должен понимать, что у него нет причин задабривать Россию во имя 'сотрудничества'. Если это то, чего действительно хочет Россия, то давать Москве ключ к EADS совершенно необязательно.
П. Бриансон - парижский корреспондент Breakingviews.com
__________________________________________________________
Европа перед лицом российского государственного капитализма ("Les Echos", Франция)
Путин заставит Shell внимательно слушать себя ("The Financial Times", Великобритания)
EADS отвергла Россию. Россия предупреждает EADS ("The Times", Великобритания)