Один за другим великие мифы советской империи рассыпаются, как песчаные замки на солнце. Теперь рухнула и мечта, притягивавшая к себе миллионы россиян в шестидесятых: мечта сделаться космонавтом. 'Энергия', российская Ракетно-космическая корпорация, больше не в состоянии обучать космонавтов, которые шли бы по следам Гагарина. И вовсе не потому, что нет мест, а по той причине, что эта карьера больше никого не интересует.
В недавнем опросе на тему 'чем бы вы хотели заниматься, когда вырастете', проведенном между молодым людям в возрасте 14-18 лет, никто не рассматривал возможность стать космонавтом. Добровольцев не нашлось даже в высших учебных заведениях, работающих с этой отраслью - всего лишь пятеро молодых инженеров. Неужели космос больше не вызывает никаких чувств? Разумеется, это не так, особенно сейчас, когда есть проекты вернуться на Луну и высадить людей на Марс.
Молодых людей отталкивает от этой карьеры проблема с зарплатами. 'Зарплаты у космонавтов действительно смехотворные', - сказал Владимир Соловьев, сам бывший космонавт, ныне работающий в Звездном городке неподалеку от Москвы. И действительно, для тех, кто не находится в полете, базовая зарплата не превышает 590 евро в месяц - это меньше, чем те 740 евро, которые получает машинист в московском метро. Только если пройти отбор и отправиться на полгода в космос, можно надеяться на бонус в 70 тысяч евро. Но такое случается лишь с двумя космонавтами за год. Эти цифры стоит сравнить с 30 тысячами долларов в месяц, которые выплачиваются американским астронавтам, вне зависимости от того, летают они или остаются на земле.
В вышедшем несколько лет назад фильме 'Гудбай, Ленин!' бывшую активистку просоветской социалистической партии, впавшую в кому до падения берлинской стены, а потом пришедшую в себя, убеждают, что прежняя Германская Демократическая Республика никуда не делась, чтобы не дать ей испытать слишком сильного шока, который мог бы ее убить. Среди героев фильма - бывший космонавт, ставший таксистом. Но возможно, дело в том, что для российской молодежи мифы прошлого более не существуют, и уже ничто, даже благодаря обману, не может заставить предпочесть эмоции годовой зарплате.
_________________________________________________________
Слава Богу, у нас есть эти неумехи-россияне! ("Chicago Tribune", США)