- Намечается ли разрешение кризиса между Грузией и Россией?
- То, что в данный момент происходит в России выходит далеко за рамки простого кризиса в наших двусторонних отношениях. Я глубоко шокирован высказываниями, которые до меня доходят. Грузинскую диаспору в России называют 'армией' на службе у 'враждебного государства', раздаются заявления об 'этническом загрязнении' - что тут можно сказать! Во всем этом мне видится огромная опасность, в первую очередь для России. Европы это тоже касается; всех нас. Мы имеем дело с людьми, которые самым опасным образом разыгрывают националистическую карту.
- Во вторник главы МИД стран ЕС примут политическое заявление по поводу российско-грузинского кризиса. Чего Вы ждете от европейцев?
- Мы надеемся, что они займут твердую и решительную позицию. Нельзя пребывать в нерешительности, когда речь идет о подобных нарушениях прав человека. Речь идет не о том, чтобы заклеймить Россию, напротив, нужно побудить ее уважать основополагающие принципы свободного мира и, тем самым, подтвердить свою принадлежность к этому миру. В России существуют люди, ведущие националистические речи, но есть и крайне прагматичные люди, которые очень хорошо понимают язык капитализма и современности. Нужно разговаривать с ними на этом языке. Мы хотели бы, чтобы Европа помогла нам преодолеть этот кризис с помощью конкретных мер, например, облегчила бы въездные формальности в свои страны для наших деловых людей, для нашей молодежи, которая хочет учиться в Европе. Знаете ли Вы, например, что Турция не может свободно торговать с нами из-за соглашения о таможенном союзе с ЕС? Теперь, когда российский рынок для нас закрыт, давайте найдем решение, которое сделает европейский рынок более открытым для нас.
- Почему Вы так широко освещали арест российских военных, обвиненных в шпионаже?
- Это не первый инцидент подобного рода. Последний раз это случилось несколько месяцев назад, когда мы без лишнего шума выслали российского военного, который осуществлял подрывную деятельность на нашей территории. Тогда мы заявили, что не хотим, чтобы подобные ситуации повторялись. Но это не помогло. Вы говорите о шпионах. Хотел бы я, чтобы это было так. На самом же деле военные, которых мы недавно задержали, готовили свержение власти в стране. И, между прочим, никто в Москве этот факт не оспаривает. Нас упрекают, что мы действовали не по правилам. Мы всего лишь хотим, чтобы они положили конец подобным действиям. Что нужно сделать, чтобы нас наконец-то услышали? Мы хотим быть свободными, вот и все.
- Вы пришли к власти три года назад. Можете ли Вы подвести предварительный итог Вашего президентства?
- Экономическая ситуация улучшается, но предстоит еще много работы в этой области, нужно привлекать больше инвестиций. Знаете ли Вы, что по данным ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), мы являемся одной из наименее коррумпированных европейских стран? Что Всемирный банк назвал Грузию лидером в области реформ? Несмотря на трудности, мы движемся вперед. Нужно, чтобы так продолжалось и впредь, нужно нам в этом помочь.
- Какое влияние окажет на экономику введенное Россией эмбарго и недавняя депортация грузин из России?
- Возвращение наших соотечественников родину - это неплохо, но нельзя забывать о человеческих трагедиях, стоящих за этой высылкой (300 людей были высланы из России против их воли, остальные - уехали добровольно). Нам нужны наши соотечественники. Многие специалисты в свое время покинули Грузию, потому что не могли найти приличную работу. Три года назад, когда мы начали ремонтировать дороги, мы поняли, что в стране нет инженеров: все уехали в Россию. Поэтому, мы будем просто счастливы их возвращению. Я не думаю, что блокада окажет существенное влияние на экономику. Без сомнения, темпы роста несколько замедлятся. Мы выстоим.
- В Грузии проживает много русских. Что ждет их?
- Да ничего. Потерять их было бы ужасно. Недавно, я посетил русскоязычную школу, чтобы сказать учащимся, что Грузия - их родина. Их прием меня глубоко тронул. Те русские, которых Москва за последнее время эвакуировала из Грузии, в основном были туристами, попавшими в ловушку воздушной блокады, введенной их же страной. Эвакуировали также членов семей российских военнослужащих. Многие из них прожили здесь много лет, многие не хотели уезжать. Мы ясно выразили свою позицию: военнослужащие и их семьи, которые размещались на российских военных базах в Батуми и Ахалкалаки (вывод военных баз уже начат и должен завершиться к 2008 году), могут остаться в Грузии, если хотят. Танки нам не нужны, а вот люди могут оставаться.
____________________________________________________________
Пусть заваренную в Закавказье кашу расхлебывает тот, кто ее заварил ("Neatkarigas Rita Avize", Латвия)