10/23/2006, Volume 012, Issue 06
В России у бандитов есть жутковатая привычка: преподносить имениннику в подарок убийство. В день, когда Владимиру Путину исполнилось 54 года, в собственном доме в Москве была застрелена Анна Политковская - она принадлежала к числу его самых непримиримых критиков внутри страны. Политковская работала в еженедельнике 'Новая газета' - последней из российских газет, сохранивших независимость. Два года назад заместитель ее главного редактора тоже был убит - преступника так и не нашли. За Политковской не один год следили сотрудники ФСБ, а ее убийцу засняла установленная в доме видеокамера; тем не менее, ему удалось скрыться. Кремль никак не прокомментировал случившееся. Генеральный прокурор заявляет, что взял расследование под личный контроль, но подобные дела редко кончаются арестом.
С тех пор, как в последний день 1999 г. Путин стал исполняющим обязанности президента, политика Запада по отношению к России представляла собой сплошную цепь провалов. С каждым годом российское руководство все больше отдалялось от США и Евросоюза, а влияние Запада на Россию неуклонно слабело.
В прошлом году президент Путин санкционировал поставку в Иран зенитных ракет - возможно, именно они будут сбивать американские F-16. Он продал Сирии оружие, которое 'Хезболла' с успехом использовала против Израиля. Год назад Кремль праздновал победу, когда власти Узбекистана велели американцам эвакуировать крупную авиабазу в этой стране; сегодня он побуждает Кыргызстан последовать примеру Ташкента.
Одновременно государственные российские СМИ без устали занимаются националистической и антизападной пропагандой. Каждый вечер, после главного выпуска новостей на государственном Первом канале появляется один из ведущих кремлевских пропагандистов Михаил Леонтьев, чтобы в очередной раз провозгласить анафему Западу.
Считать Путина стратегическим партнером, а уж тем более союзником - значит полностью игнорировать реальность. Раз Путин последовательно проводит враждебную политику в отношении США и ЕС, нам следует поднять брошенную перчатку. Только дураки и трусы могут поступать иначе.
Саммит 'большой восьмерки' в Санкт-Петербурге стал символическим воплощением всех ошибок западного политического курса по отношению к России. Западные лидеры по сути были участниками трехдневного телешоу, прославляющего путинский авторитарный режим, ничего не получив взамен.
Стремясь еще больше польстить себе, после саммита 'восьмерки' Путин пригласил на встречу президентов 11 постсоветских государств - но те знали, как себя вести. За несколько часов до встречи четверо отказались приехать - причем двое сослались на то, что уходят в отпуск. А вот президенту Бушу в Петербурге пришлось сносить путинские оскорбления ('Нам бы, конечно, не хотелось, чтобы у нас была такая же демократия, как в Ираке').
Главная проблема с западной политикой в отношении России заключается в следующем: она до сих пор основывается на идее о том, что 'холодная война' ушла в прошлое. Увы, эта истина уже устарела - Путин одну за другой восстанавливает основы полицейского государства в России, в том числе авторитарные порядки внутри страны и антизападную внешнюю политику.
В отношениях с Россией Запад сохранил тот же пассивно-дружественный курс, которого он придерживался при Борисе Ельцине. Но Путин - не Ельцин. Точнее, он - 'анти-Ельцин'. Всего, что было характерно для Ельцина, вы не найдете у Путина. Поэтому по всем направлениям политику Запада ельцинских времен следует поменять на прямо противоположную - разве что за некоторыми исключениями: даже Путин не желает возрождать коммунистическую идеологию и покушаться на основы рыночной экономики в стране.
Хотя на Западе этого не понимали, Ельцин был демократом - как убедительно доказывает Леон Арон (Leon Aron) в блестящем биографическом труде о первом российском президенте. Ельцин верил в свободные и честные выборы и свободу СМИ. Путин, напротив - плоть от плоти тайной полиции, где он служил. В книге 'От первого лица', составленной из серии интервью, он с удовольствием вспоминает, как умело преследовал диссидентов.
Путин, как детально показал политолог из Университета Беркли Стивен Фиш (Steven Fish) в книге 'Российская демократия пущена под откос' (Democracy Derailed in Russia), любит говорить о демократии, но при этом методично сворачивает ее. Он в основном покончил со свободой печати, лишил реальных полномочий обе палаты парламента, отменил выборы региональных губернаторов и взял под контроль судебную систему. Если Борис Ельцин решительно осуществил мирный демонтаж советской империи, дав ее народам свободу, то Путин называет это событие 'величайшей геополитической катастрофой' XX столетия.
Ельцин был убежденным сторонником частного предпринимательства. Его часто критикуют за масштабную приватизацию российской экономики, которую он осуществил единственно возможным в тот момент способом, за то, что он не оставил больше предприятий в руках государства. Путин, напротив, сегодня проводит самую масштабную ренационализацию в истории.
Ельцин считал, что он сам и Россия принадлежат к свободному и демократическому западному миру; у Путина другое мнение. В его критических формулировках в адрес США и ЕС все чаще проскальзывают параноидальные нотки и 'теории заговоров'; а тон по отношению к Китаю, напротив, становится все более хвалебным. Китайцы, в отличие от Запада, не докучают ему вопросами насчет авторитаризма, коррупции, отмывания денег, на которые у Путина нет убедительных ответов.
В конечном счете, при всех его крайностях, Ельцин был одним из нас. Поэтому с ним стоило иметь дело, и можно было нащупывать точки соприкосновения, не прибегая к 'громогласной' дипломатии. В отношении Путина все обстоит с точностью до наоборот. На словах он всей душой разделяет наши ценности, а на деле систематически подрывает их. К лжецу нельзя относиться как к порядочному человеку.
Есть, однако, примеры, когда США удавалось нащупать правильную линию в отношении России. Во-первых, Соединенные Штаты и Евросоюз встали на защиту демократии в ходе украинской 'оранжевой революции' - и Путин смирился с поражением. Во-вторых, Запад выступил с открытым протестом против принятия в России законопроекта, ограничивавшего права неправительственных организаций, и закон был изменен. В-третьих, возмущение Запада в связи с прекращением поставок газа на Украину в январе этого года вынудило Россию немедленно открыть вентиль. Всякий раз Путин был недоволен, но вносил коррективы в свои действия. Санкции, введенные недавно Вашингтоном против 'Рособоронэкспорта' (российского государственного ведомства по торговле оружием) и авиастроительной фирмы 'Сухой' за поставку современных вооружений Ирану - еще один шаг в правильном направлении.
Из всего этого можно извлечь урок - Путин реагирует только на публичные, громогласные протесты, к тому же подкрепленные угрозами. Вместо того, чтобы повторять банальную истину, что 'холодная война' ушла в прошлое, нам следует вспомнить - в отношении СССР наиболее успешным оказался политический курс Рональда Рейгана.
В этой связи мне могут возразить, что характер западной политики по отношению к России в недавнем прошлом не имел особого значения - эта страна была слишком слаба, чтобы отважиться на безрассудные действия. Что ж, ситуация изменилась. Если в 1999 г. ВВП России составлял 200 миллионов долларов по нынешнему курсу, то в этом году он достигнет 920 миллиардов. Бюджет России сверстывается с профицитом - это позволяет ей тратить деньги на неразумные шаги внутри страны, а возможно и на международной арене.
Сегодня Россия, судя по всему, готовится к войне против независимого государства - бывшей советской республики Грузии. Путин лично, без каких-либо оснований, обвинил Грузию в государственном терроризме. Он приравнял арест четырех высокопоставленных российских военных разведчиков в Тбилиси к действиям сталинского палача Лаврентия Берии. Россия эвакуировала из Грузии своих дипломатов и других граждан, и установила почти полную блокаду республики. В настоящее время у ее границ развернулись масштабные российские военные учения.
Большинство аналитиков, проводя параллели с ельцинской эпохой, утверждает, что цель этих действий - лишь припугнуть Тбилиси. Сомневаюсь. Война - визитная карточка Путина. Он стал президентом благодаря весьма сомнительной войне - второй чеченской: именно за правду о страданиях жителей этого региона заплатила жизнью Анна Политковская. Он переизбрался на второй срок и установил в стране авторитарные порядки, развязав войну против олигархов - в частности, конфисковав активы нефтяной компании 'ЮКОС'. В этой связи война против Грузии выглядит логичным следующим шагом, позволяющим Путину продлить пребывание у власти сверх предписанного законом срока.
Все это нагляднейшим образом свидетельствует о том, что США необходимо выработать серьезную политику в отношении России - и сделать это нужно как можно скорее.
Андерс Аслунд - старший научный сотрудник вашингтонского Институт международной экономики (Institute for International Economics)
____________________________________________________________
Андерс Аслунд: Россия меняет фронт ("Rzeczpospolita", Польша)
Закат Путина и ответ Америки ("Carnegie Endowment", США)