Во время третьих президентских дебатов в октябре 1960 года Джон Кеннеди набросился на вице-президента Ричарда Никсона, обвинив его в нарушении интересов национальной безопасности за то, что тот не остановил распространение ядерного оружия. Тогда Франция только что провела испытания своего первого ядерного устройства, присоединившись к клубу первых в мире ядерных держав в составе США, Советского Союза и Великобритании. Кеннеди предупредил, что "в 1964 году атомным оружием будут обладать 10, 15 или 20 стран, включая коммунистический Китай".
В качестве президента Кеннеди пытался бороться с этой мрачной перспективой. Выступая в ООН, он заявил: "Ядерное оружие надо уничтожить, пока оно не уничтожило всех нас". Он возобновил переговоры о заключении всеобъемлющего договора о запрещении испытаний ядерного оружия, начал добиваться заключения международного пакта о нераспространении ядерного оружия и подписал договор с Советским Союзом о запрещении проведения ядерных испытаний в атмосфере. Хотя Кеннеди не удалось завершить эту работу, Линдон Джонсон в 1968 году подписал документ, ставший главным дипломатическим бриллиантом в короне его президентства - Договор о нераспространении ядерного оружия. А президент Никсон обеспечил его ратификацию.
Договор о нераспространении ядерного оружия считается сегодня одним из самых успешных в истории соглашений в сфере безопасности. Его участником являются все страны мира, за исключением Израиля, Индии, Пакистана и Северной Кореи. Большинство из 183 стран-участниц договора, не имеющих ядерного оружия, верит в то, что говорится в этом документе: "Мы должны уничтожить ядерное оружие".
Данный договор стал фундаментом, на основе которого либералы и консерваторы построили целую систему взаимосвязанных соглашений, которая сдержала, хотя и не остановила полностью, распространение ядерного оружия. В результате этого к 2000 году лишь три страны - Израиль, Индия и Пакистан - присоединились к пятерке ядерных держав. В связи с успешным действием этих соглашений и окончанием советско-американского ядерного противостояния после завершения "холодной войны" казалось, что ядерная угроза, на протяжении многих лет преследовавшая мир, наконец-то начала снижаться.
Но сегодня она внезапно вернулась. В последние шесть лет ядерные угрозы появляются отовсюду. Сначала это был Саддам Хусейн, затем Северная Корея и Иран. Как это могло случиться? Неужели ядерному сдерживанию пришел конец?
В основе этой проблемы лежит стратегия, избранная Джорджем Бушем. Она отвергает международные договоры как средство решения проблемы распространения. Буш и его советники усмотрели в данных соглашениях ограничения для гибких действий США. А Организацию Объединенных Наций и прочие международные форумы они рассматривают в качестве арены, на которой лилипуты в лице многочисленных стран могут связать американского Гулливера.
Буш утопил договор по ПРО, вышел из закрепленного президентом Клинтоном Договора о запрещении испытаний ядерного оружия, выступил против усилий по применению Договора о запрещении биологического оружия, подверг насмешкам инспекторов ООН накануне войны в Ираке, а на важные переговоры, включая прошедшую в прошлом году конференцию по договору о нераспространении, посылает представителей самого низкого ранга. Теперь мир уверен в том, что главный архитектор глобальной системы нераспространения отказался от своего детища.
Вместо этого администрация для защиты Соединенных Штатов предпочитает рассчитывать на военную мощь США и передовые военные технологии, к которым относятся и системы противоракетной обороны. Вместо того, чтобы вести переговоры об уничтожении оружия, Вашингтон разработал стратегию уничтожения тех режимов, которые могут использовать такое оружие против нас. Команда Буша заявляет, что знает, кто эти плохие парни, и твердо намерена уничтожить их одного за другим.
Однако эта стратегия дала обратный результат. Иран и Северная Корея ускорили реализацию своих программ, достигнув за последние 5 лет больших результатов, чем за предыдущие 10. Сегодня северокорейские испытания грозят спровоцировать общеазиатскую цепную ядерную реакцию, которая может подтолкнуть Южную Корею, Тайвань и даже Японию к пересмотру своих ядерных концепций.
Новую гонку атомных вооружений способны вызвать не только угрозы маленьких стран, таких как Северная Корея. Причиной для ее возобновления может стать наличие огромных ядерных арсеналов у США, России и других государств. С окончанием "холодной войны" значение ядерного оружия как основы оборонительной стратегии Соединенных Штатов неуклонно уменьшается. Хотя США никогда не исключали возможность его применения, Клинтон и Джордж Буш-старший ясно дали понять, что оружие это может быть использовано только для нанесения ответного удара.
Но нынешняя политика президента усиливает роль такого оружия. В Докладе о состоянии ядерных вооружений от 2002 года излагаются планы создания нового, более практичного ядерного оружия "малой мощности", а также ставятся задачи по его возможному применению. Буш решил сохранить около 6000 единиц ядерного оружия и разработать новое поколение ядерных ракет, бомбардировщиков и подводных лодок.
Какое все это имеет отношение к распространению ядерного оружия? Все просто. Руководство американской разведки еще в 1958 году пришло к выводу о том, что нельзя умерить ядерные аппетиты других стран, не ограничив арсеналы сверхдержав. Эту оценку подтвердили и последующие администрации.
Когда сверхдержавы начали сокращать свои ядерные арсеналы с рекордного уровня времен "холодной войны" в 65000 единиц (1986 г.) и к сегодняшнему дню довели его до 27000 единиц, другие страны взяли это себе на заметку. В 60-е годы ядерные программы проводили 23 страны, включая Австралию, Канаду, Египет, Японию, Норвегию, Швецию, Швейцарию и Западную Германию. Большая их часть полностью отказалась от проектов создания ядерного оружия. В 80-е годы исследования в этой области прекратили Бразилия и Аргентина, а в 90-е годы от своих атомных бомб отказались Южная Африка, Белоруссия, Казахстан и Украина.
Мы знаем, что инспекторы ООН в 1991 году закрыли иракскую ядерную программу. В 2003 году от своей секретной программы отказалась Ливия. Вот уже восемь лет (до прошлой недели) ни одна страна не проводила испытания ядерного оружия. Это самый долгий период за всю эпоху "атомного века". То возмущение, которое вызвали северокорейские испытания, показывает, насколько сильны сегодня антиядерные настроения.
Многие политические и военные руководители признают ограниченную военную пригодность ядерного оружия, применение которого приведет к гибели тысяч ни в чем не повинных мирных людей. Конгрессмен- республиканец от штата Огайо Дэвид Хобсон (David L. Hobson), являющийся убежденным консерватором со Среднего Запада, в прошлом году возглавил кампанию по введению запрета на предложенную администрацией программу разработки "проникающего ядерного боеприпаса", предназначенного для уничтожения мощных укрытий и целей неядерного типа. Бывший министр обороны Роберт Макнамара (Robert McNamara) выступает за существенное снижение ядерных потенциалов США и России с их последующим полным уничтожением - точно так же, как мир поступил с химическим и бактериологическим оружием. Даже бывший советник Буша Ричард Перл (Richard Perle) заявляет, что Соединенные Штаты вполне могут сократить количество своих боеголовок до уровня гораздо ниже одной тысячи. "Правда заключается в том, что мы никогда их не применим, - сказал Перл, - русские тоже применять свои боеголовки не собираются".
Уцепившись за наш ядерный арсенал и продолжая пропагандировать значение этого оружия для нашей собственной безопасности, администрация Буша посылает всему миру шизоидный сигнал: ядерное оружие очень и очень важное и полезное - но вам владеть таким оружием нельзя. Такие двойные стандарты просто невозможно поддержать.
В прошлом году директор Международного агентства по атомной энергии Мохаммед эль-Барадеи (Mohamed El Baradei) заявил, что пока мир не продемонстрирует свою приверженность идее уничтожения ядерного оружия, "у нас будет сохраняться такая циничная обстановка, когда все эти парни из низшей лиги будут стараться перейти в высшую лигу: А затем они скажут: "Если большие ребята продолжают полагаться на свое ядерное оружие, почему я не могу?"
Чиновники из администрации Буша доказали свое мастерство в деле уничтожения соглашений, которые с таким трудом создавали их предшественники. Но занимаясь этой разрушительной работой, они сломали решетку клетки, в которой держали ядерного зверя. Тем, кто займется устранением повреждений, следует внимательно присмотреться к филигранной работе прошлых поколений. У них есть чему поучиться.
Джозеф Циринционе является старшим вице-президентом Центра за американский прогресс (Center for American Progress). Весной следующего года будет опубликована его новая книга "Страх перед бомбой: История и будущее ядерного оружия" (Bomb Scare: The History and Future of Nuclear Weapons).