Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Визит Владимира Путина в Германию, страну, бывшую некогда местом его работы, принес ему немало удовольствия. Он состоялся через несколько месяцев после того, как канцлер Ангела Меркель встретилась с российским президентом в Сибири. Путин навестил Дрезден, в котором он когда-то координировал работу агентов, затем встретился с баварскими официальными лицами и принял участие в официальном обеде в Мюнхене

Визит Владимира Путина в Германию, страну, бывшую некогда местом его работы, принес ему немало удовольствия. Он состоялся через несколько месяцев после того, как канцлер Ангела Меркель встретилась с российским президентом в Сибири. Путин навестил Дрезден, в котором он когда-то координировал работу агентов, затем встретился с баварскими официальными лицами и принял участие в официальном обеде в Мюнхене. Лидеры партии зеленых бойкотировали это мероприятие из-за убийства журналистки Анны Политковской. Однако в прошлом зеленые приложили руку к налаживанию масштабного энергетического партнерства с Россией - для того, чтобы фатерлянд мог закрыть ненавистные АЭС.

Лучше быть красным, чем мертвым, лучше быть зеленым и пророссийским, чем врагом окружающей среды.

У России нет подобных угрызений совести. Как нувориш, пытающийся купить некогда шикарный, но сегодня полуразвалившийся замок у потомственного дворянина, разбогатевшая Россия положила глаз на немецкую промышленность. Времена изменились. В 1990-е годы, после краха коммунизма именно к немцам в России относились как к богатым дядюшкам, пришедшим спасти развалившуюся советскую промышленность.

Самое смешное, что эти приобретения финансируют из собственного кармана немецкие потребители, покупая российские нефть, газ и другие природные ресурсы по рекордным ценам. Перефразируя Ленина, пообещавшего, что буржуа продадут коммунистам веревку, на которой те их повесят, Запад сам платит за газовую 'веревку', точнее, трубу. Она может стать его геополитическим поводком.

Блестящий стратег Путин предлагает фрау д-р Меркель огромный пряник: энергетическое сотрудничество с 'Газпромом', который он - пока неформально - возглавляет (это может измениться в 2008 г.). 'Германия, - заявил Путин, - превращается не просто в потребителя, а в крупный европейский центр по распределению российского газа в Европе'.

На самом деле, Россия стремится овладеть европейскими сетями распределения энергии: нефти, бензина, газа, электричества, а также телекоммуникациями. Кроме того, Россия не спешит передавать свои 'стратегические активы' - месторождения нефти и газа и залежи минеральных ресурсов - западным партнерам. Этого не допустит министерство природных ресурсов.

Высокопоставленные российские чиновники называют это 'взаимозависимостью': вы зависите от нас. Некоторые европейцы, в особенности, немцы, клюют на эту удочку. Например, Клаус Мангольд (Klaus Mangold), председатель восточного комитета немецкой экономики, заявил, что Германия 'приветствует российские инвестиции и абсолютно открыта им'. Он предлагает обойти возражения США против членства России в ВТО, развивая особые коммерческие связи между ЕС и Россией, в т.ч. создав зону свободной торговли.

За такой подход члены Фан-клуба Русского Медведя получают щедрое вознаграждение: канцлер Герхард Шредер - председатель совета директоров газопровода 'Северный поток'. Еще один сторонник подобных сделок - нынешний министр иностранных дел Германии, член социал-демократической партии Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier), бывший глава канцелярии Шредера. Он верит в новую Ostpolitik, которую называет 'сближением посредством интеграции'. Штайнмайер хочет видеть Европу 'прочно связанной с Россией' и, надо полагать, - 'отвязанной' от Америки. Остается надеяться на то, что Германия будет 'привязана' к Москве не так, как ее восточные земли и другие страны Восточной Европы до 1989 г.

Даже сделка по Североевропейскому газопроводу не похожа на равноправное партнерство: у 'Газпрома' останется 51 процент акций газопровода 'Северный поток', а у немецких партнеров BASF и E.ON - по 20 процентов. 9 процентов получит голландский концерн Gasunie. Путин не проявил энтузиазма к призывам фрау Меркель привлечь к проекту 'Северный поток' Польшу и балтийские государства.

Более того, Россия ведет старую советскую политику в стиле 'разделяй и властвуй'. Она вбивает клин между США, которым 'Газпром' пообещал газ с гигантского Штокмановского месторождения в Баренцевом море, и Германией. Теперь, когда США настаивают на своих возражениях относительно членства России в ВТО, Москва приняла неожиданное решение. 'Газпром' будет разрабатывать Штокмановское месторождение без западных (особенно, американских) партнеров. Газ будет поступать в 'Северный поток' по трубе и продаваться в Европе. Германия получает явное преимущество: гарантированные поставки 55 млрд. кубометров голубого топлива в год. Однако и риски, связанные с разработкой Штокмановского месторождения, моментально выросли.

Этого не должно было случиться. Возродив атомную энергетику и доведя уровень электроэнергии, производимой АЭС, до скромных 20 процентов общего объема, построив терминал для сжиженного природного газа на Балтийском море (который могла бы использовать и Польша) и подключившись к проекту трубопровода 'Набукко', соединяющего Турцию и Австрию, Германия могла бы диверсифицировать свои источники энергоносителей. Она предпочла этого не делать.

Прецедент был создан несколько месяцев назад. 'Газпром' предложил концерну E.ON пакет акций Южно-Русского газового месторождения в Сибири в обмен на 25 процентов акций компании Ruhrgas. E.ON отказался. После этого 'Газпром' успешно договорился с концерном BASF о приобретении пакета акций его дочерней компании Wintershall, передав ему 25 процентов акций месторождения. В конце концов, E.ON отдал 'Газпрому' значительный пакет акций принадлежащих ему венгерских электроэнергетических и газовых компаний, подняв, тем самым, вопрос о возвращении российского влияния в самое сердце Европы.

Но Москва не собирается останавливаться. Недавно государственный Внешторгбанк приобрел пять процентов акций Европейской авиакосмической и оборонной компании (EADS). Возможно, это нужно для того, чтобы дать стимул EADS после того, как она завалила проект широкофюзеляжного самолета А-380. Кроме того, Россия предприняла ряд искусных шагов по установлению контроля над рынком титана. Но, если Россия собирается увеличивать свою долю в EADS, то компании, вероятно, не видать военных контрактов в США, поскольку Пентагон не захочет иметь дело с фирмой, принадлежащей российскому государству.

Фактически, озабоченность Запада экспансией российского бизнеса, в том числе, в Германии, связана с процветающей в России коррупцией, а также тем, что компании принадлежат государству, которое использует их в качестве инструмента своей политики. Если бы российские компании были действительно частными и прозрачными, и не было государственного вмешательства, то все было бы иначе. Но разгром ЮКОСа, атака на западные компании, участвующие в сахалинских проектах, консолидация алюминиевой отрасли в руках Олега Дерипаски, иранские проекты Росатома - все это указывает на то, что корпорация 'Россия' вышла в поход, и Германия - лишь первая остановка.

____________________________________________________________

Права на нефть и газ: оружие новой "холодной войны" ("The Observer", Великобритания)

Европа и Россия: путь к энергетическому альянсу ("Forbes", США)