У России есть возможность оказаться редкой страной, в которой и власть, и оппозиция поддерживают Кремль - если осуществится обещание только что появившейся на свет партийной структуры, созданной с намерением маргинализовать коммунистов Зюганова и занять место оппонента 'Единой России'.
Речь идет о 'Справедливой России' - немного нескладном конгломерате названий прежних 'Партии Родины', 'Партии пенсионеров' и 'Партии жизни'.
Намерение 'справедливых' заключается в том, чтобы в борьбе за новую Думу занять политическое поле слева от центра, в котором исходя из настроений социально неудовлетворенных слоев общества, голоса избирателей до настоящего времени собирала КПРФ.
Противоположную 'территорию' контролирует 'партия власти', главная опора Кремля в Думе, то есть 'Единая Россия'. 'Единые' держат две трети из 450 депутатских мест. Следовательно, они вполне могут продвинуть любой кремлевский законопроект или даже изменить Конституцию страны.
Недавно, когда еще в обществе курсировали слухи о возможном сохранении главой государства своих полномочий и на третий срок, в Думе сразу же появилась инициатива перекроить Основной закон по 'меркам' Путина. Конечно же, этого не произошло - но только после того, как глава Кремля решительно заявил , что не собирается нарушать Конституцию РФ.
Две позиции
Для старта 'Справедливой России' характерны две позиции.
'Если Единая Россия - партия власти, то мы будем партией народа', - гласит первая из них , более разумная. Она подкреплена заявлением лидера 'справедливых' Сергея Миронова. Другая позиция следует также из его слов: 'Мы будем следовать курсом Путина и никому не позволим отступить от него, когда Путин покинет свой пост в 2008 году'.
Можно сказать, 'справедливые' заявили о себе как о защитниках 'завещания Путина' - несмотря на то, что глава государства говорит, что перед уходом с должности сам порекомендует личность, которой он доверит Кремль. Между тем, кто бы мог отступить от завещанного 'курса президента Путина'? 'Единая Россия', созданная как поддержка Путину?
В эйфории партийного объединения этот вопрос остался без ответа, и российский аналитик Владимир Прибыловский в значительной степени прав, когда говорит, что 'партия власти' и ее новый соперник напоминают ему 'хозяйскую горничную, находящуюся в оппозиции к хозяйскому садовнику'.
Причины появления еще одного претендента на роль оппозиции объясняются российской действительностью. Бунт пенсионеров в январе 2005 года поразил Москву размерами недовольства материально необеспеченных слоев. Их плачевное материальное положение заштопано субсидиями на оплату квартиры, электричества, отопления, проезда на общественном транспорте и здравоохранения.
Усмиренный бунт
Защищая привилегии прежнего СССР, пенсионеры в массовом порядке вышли на улицу. Начавшись в Москве, эта 'революция' молниеносно стала расширяться, захватив Самару, Пензу, Барнаул, Казань, Ставрополь и другие города. Возмущение подняло на ноги даже Хабаровск и Владивосток на Дальнем Востоке РФ.
К недовольству пенсионеров добавилось и недовольство военных. Так, в какой-то момент оказалось, что пламя 'опасных настроений' широко распространяется, и это после только что завершившейся 'оранжевой революции' на Украине. Над головами масс показались транспаранты с заявлениями 'Путин, уходи!'
Народная масса немедленно пополнилась 'нежелательными элементами' российских радикальных формаций разных цветов, а 'партия власти', оказавшись лицом к лицу с серьезной проблемой, занялась поисками виноватого. Было необходимо найти и продемонстрировать народу 'жертву' ради защиты главы Кремля. Но кто бы это мог быть, когда все решения принимает сам президент. Стали очевидны недостатки системы, в которой все 'лавры' и все 'проклятия' принадлежат одному человеку.
'Революция пенсионеров' закончилась с потерями для ее участников, так как приблизительно 60 процентам получателей субсидий так и не удалось возместить свои пусть малые, но жизненно необходимые льготы денежными 'компенсациями'. Между тем, поняв , что не стоит вести охоту на слабых и недовольных и побаиваясь Зюганова накануне 2007 года, Кремль вовремя создает 'Справедливую Россию'.
____________________________________________________________
Российские страхи: что же будет после Путина? ("Les Echos", Франция)
Пределы русских сроков ("The International Herald Tribune", США)