Президент Буш (Bush) не хочет верить в то, что Ирак похож на Вьетнам, и в некотором роде он прав. Более подходящей аналогией является организованная Соединенными Штатами высадка в Заливе свиней в 1961 году. Это был классический пример ситуации, когда президент из-за безграмотных советов поддержал плохо подготовленное вторжение на Кубу. Предполагалось, что обученные американцами войска будут встречены цветами, однако они были разбиты кубинцами и операция закончилась фиаско.
Позже президент Кеннеди (Kennedy) произнес две замечательные фразы: "Я больше никогда не буду доверять экспертам" и "политика оказалась неправильной, так как она основывалась на неправильных посылках".
Эксперты, конечно, нужны, и если бы окружение г-на Буша провело более тщательную экспертизу в 2003 году, то оно могло бы быть более осведомлено об опасностях вторжения в Ирак. Однако Кеннеди также указывал и на общую ошибку лиц, определяющих внешнюю политику: Мы нечасто проверяем тезисы, на которых мы основываемся, и не знаем, какой может быть реакция другой стороны.
Легких решений тут не существует, однако Вашингтон поступил бы мудро, если бы более активно применял один многообещающий метод: "политические игры". Как и в военных играх, здесь применяется динамичная ролевая игра для воссоздания и проверки различных сценариев. Однако политические игры воспроизводят политические процессы, а не поле боя. Помогая участникам задавать вопросы "Что если?" и "Что тогда?" без оглядки на ранги и консенсус, хорошая политическая игра может помочь оценить полноту базовых предпосылок - или обнаружить их недостатки. Иногда она может помочь предусмотреть возможную реакцию. Некоторые примеры из реальной жизни позволяют оценить потенциал политических игр.
В начале 1970-х годов коммунистическая Югославия значительно дистанцировалась от Москвы, чтобы создать возможности для того, чтобы НАТО могла придти ей на помощь в случае нападения Советов. Во время военно-политической игры, проведенной в Германии Комитетом начальников штабов, в которой участвовали американские послы и четырехзвездные генералы (и которой я руководил), было принято неожиданное решение не вмешиваться.
Игра, которой я руководил в Москве во время "холодной войны", показала, что потенциал игр не зависит от государственной принадлежности или идеологии. Советские эксперты, играющие американцев, пришли к умеренной, миротворческой политике Соединенных Штатов на Ближнем Востоке, что противоречило предположениям Кремля об агрессивности намерений Соединенных Штатов.
Игра, которую я в начале 1990-х годов помогал проводить Государственному департаменту, моделировала переговоры между Северной и Южной Кореями, которые некоторыми политиками казались реально достижимыми. Однако игра продемонстрировала плохие перспективы встречи успешно развивающейся Южной Кореи и ее замкнутого коммунистического северного соседа - и подобный исход до сих пор является реальностью. Однако в ходе игры, симулирующей переговоры между белым и черным населением Южной Африки, в которых многие сомневались, был получен положительный результат, который вскоре реализовался на практике.
Тщательная подготовка и обученные, искусные игроки являются важным условием для успешной игры и получения значимых результатов.
К сожалению, история внешней политики Соединенных Штатов знает много примеров ошибочных оценок. Перед Перл-Харбором американцы думали, что японцы не осмелятся атаковать. Они осмелились. Генерал Дуглас Макартур (Douglas MacArthur) перед своим катастрофическим броском к реке Ялу то же самое думал о китайцах. Они осуществили массовую интервенцию. В 1960-х годах президент был обеспокоен возможным "эффектом домино" в региональном масштабе, если падет Южный Вьетнам. Однако ни одна костяшка домино не упала.
Это же можно сказать и о подготовке к иракской войне. Кто из вашингтонских деятелей, ответственных за принятие окончательных решений, думал о трудностях управления большой раздробленной страной? Сколько из них обращали внимание на недовольство суннитов шиитами, которые должны были стать демократическими руководителями? Кто вспомнил, что не далее, как в 1921 году в Лондоне на скорую руку было принято решение объединить три оттоманские провинции и назвать их Ирак? Вместо этого в 2003 году предполагалось, что иракцы встретят американские силы как освободителей и будут спокойно сидеть, пока те будут учить их политике.
За шесть месяцев до вторжения в результате политической игры, проведенной Государственным департаментом, в которой принимали участие более тридцати экспертов, были сделаны выводы о том, что после завершения боевых действий возникнет необходимость в увеличении количества войск и союзников, в сохранении иракской армии, в быстром установлении безопасности и в восстановлении электроснабжения. Эти выводы не были восприняты ближним окружением президента, так как противоречили его настрою.
Политические игры обычно проводятся на рабочем уровне и практически неизвестны на уровне Белого дома или правительства. Если не этот, то следующий президент почувствует необходимость исправления неправильно действующей системы принятия решений. Проведение игр с участием высокопоставленных чиновников, с проверкой исходных предпосылок было бы достойным началом. Президенты не могут играть в ролевых играх самих себя без риска опасных утечек. Однако как насчет игр на уровне Белого дома, в которых заместители будут играть роли своих начальников, в которых будут принимать участие лучшие эксперты страны, которые будут протекать без каких-либо опасений? Можно предотвратить новую катастрофу, если более рациональный подход и более тщательная экспертиза преодолеют бюрократические препоны и укоренятся в тех кругах, в которых принимаются важные решения.
Линкольн Блумфилд - заслуженный профессор политологии Массачусетского технологического института в отставке. Он служил в военно-морских силах, в Государственном департаменте и в Совете национальной безопасности. Его последняя книга называется "Случайные встречи с историей (и некоторые извлеченные уроки)" ("Accidental Encounters with History (and some lessons learned)).
_________________________________________
Прощай, Pax Americana! ("The Washington Post", США)
США систематически применяют пытки ("The Guardian", Великобритания)