Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Используйте игры для шлифовки внешней политики

Политические игры помогали экспертам во время "холодной войны". Почему наши руководители не использовали их перед войной в Ираке?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За шесть месяцев до вторжения в результате политической игры, проведенной Государственным департаментом, в которой принимали участие более тридцати экспертов, были сделаны выводы о том, что после завершения боевых действий возникнет необходимость в увеличении количества войск и союзников, в сохранении иракской армии, в быстром установлении безопасности и в восстановлении электроснабжения. Эти выводы не были восприняты ближним окружением президента, так как противоречили его настрою.

Президент Буш (Bush) не хочет верить в то, что Ирак похож на Вьетнам, и в некотором роде он прав. Более подходящей аналогией является организованная Соединенными Штатами высадка в Заливе свиней в 1961 году. Это был классический пример ситуации, когда президент из-за безграмотных советов поддержал плохо подготовленное вторжение на Кубу. Предполагалось, что обученные американцами войска будут встречены цветами, однако они были разбиты кубинцами и операция закончилась фиаско.

Позже президент Кеннеди (Kennedy) произнес две замечательные фразы: "Я больше никогда не буду доверять экспертам" и "политика оказалась неправильной, так как она основывалась на неправильных посылках".

Эксперты, конечно, нужны, и если бы окружение г-на Буша провело более тщательную экспертизу в 2003 году, то оно могло бы быть более осведомлено об опасностях вторжения в Ирак. Однако Кеннеди также указывал и на общую ошибку лиц, определяющих внешнюю политику: Мы нечасто проверяем тезисы, на которых мы основываемся, и не знаем, какой может быть реакция другой стороны.

Легких решений тут не существует, однако Вашингтон поступил бы мудро, если бы более активно применял один многообещающий метод: "политические игры". Как и в военных играх, здесь применяется динамичная ролевая игра для воссоздания и проверки различных сценариев. Однако политические игры воспроизводят политические процессы, а не поле боя. Помогая участникам задавать вопросы "Что если?" и "Что тогда?" без оглядки на ранги и консенсус, хорошая политическая игра может помочь оценить полноту базовых предпосылок - или обнаружить их недостатки. Иногда она может помочь предусмотреть возможную реакцию. Некоторые примеры из реальной жизни позволяют оценить потенциал политических игр.

В начале 1970-х годов коммунистическая Югославия значительно дистанцировалась от Москвы, чтобы создать возможности для того, чтобы НАТО могла придти ей на помощь в случае нападения Советов. Во время военно-политической игры, проведенной в Германии Комитетом начальников штабов, в которой участвовали американские послы и четырехзвездные генералы (и которой я руководил), было принято неожиданное решение не вмешиваться.

Игра, которой я руководил в Москве во время "холодной войны", показала, что потенциал игр не зависит от государственной принадлежности или идеологии. Советские эксперты, играющие американцев, пришли к умеренной, миротворческой политике Соединенных Штатов на Ближнем Востоке, что противоречило предположениям Кремля об агрессивности намерений Соединенных Штатов.

Игра, которую я в начале 1990-х годов помогал проводить Государственному департаменту, моделировала переговоры между Северной и Южной Кореями, которые некоторыми политиками казались реально достижимыми. Однако игра продемонстрировала плохие перспективы встречи успешно развивающейся Южной Кореи и ее замкнутого коммунистического северного соседа - и подобный исход до сих пор является реальностью. Однако в ходе игры, симулирующей переговоры между белым и черным населением Южной Африки, в которых многие сомневались, был получен положительный результат, который вскоре реализовался на практике.

Тщательная подготовка и обученные, искусные игроки являются важным условием для успешной игры и получения значимых результатов.

К сожалению, история внешней политики Соединенных Штатов знает много примеров ошибочных оценок. Перед Перл-Харбором американцы думали, что японцы не осмелятся атаковать. Они осмелились. Генерал Дуглас Макартур (Douglas MacArthur) перед своим катастрофическим броском к реке Ялу то же самое думал о китайцах. Они осуществили массовую интервенцию. В 1960-х годах президент был обеспокоен возможным "эффектом домино" в региональном масштабе, если падет Южный Вьетнам. Однако ни одна костяшка домино не упала.

Это же можно сказать и о подготовке к иракской войне. Кто из вашингтонских деятелей, ответственных за принятие окончательных решений, думал о трудностях управления большой раздробленной страной? Сколько из них обращали внимание на недовольство суннитов шиитами, которые должны были стать демократическими руководителями? Кто вспомнил, что не далее, как в 1921 году в Лондоне на скорую руку было принято решение объединить три оттоманские провинции и назвать их Ирак? Вместо этого в 2003 году предполагалось, что иракцы встретят американские силы как освободителей и будут спокойно сидеть, пока те будут учить их политике.

За шесть месяцев до вторжения в результате политической игры, проведенной Государственным департаментом, в которой принимали участие более тридцати экспертов, были сделаны выводы о том, что после завершения боевых действий возникнет необходимость в увеличении количества войск и союзников, в сохранении иракской армии, в быстром установлении безопасности и в восстановлении электроснабжения. Эти выводы не были восприняты ближним окружением президента, так как противоречили его настрою.

Политические игры обычно проводятся на рабочем уровне и практически неизвестны на уровне Белого дома или правительства. Если не этот, то следующий президент почувствует необходимость исправления неправильно действующей системы принятия решений. Проведение игр с участием высокопоставленных чиновников, с проверкой исходных предпосылок было бы достойным началом. Президенты не могут играть в ролевых играх самих себя без риска опасных утечек. Однако как насчет игр на уровне Белого дома, в которых заместители будут играть роли своих начальников, в которых будут принимать участие лучшие эксперты страны, которые будут протекать без каких-либо опасений? Можно предотвратить новую катастрофу, если более рациональный подход и более тщательная экспертиза преодолеют бюрократические препоны и укоренятся в тех кругах, в которых принимаются важные решения.

Линкольн Блумфилд - заслуженный профессор политологии Массачусетского технологического института в отставке. Он служил в военно-морских силах, в Государственном департаменте и в Совете национальной безопасности. Его последняя книга называется "Случайные встречи с историей (и некоторые извлеченные уроки)" ("Accidental Encounters with History (and some lessons learned)).

_________________________________________

Прощай, Pax Americana! ("The Washington Post", США)

США систематически применяют пытки ("The Guardian", Великобритания)