Сегодня некоторые из крупнейших энергетических компаний мира на горьком опыте осознают, что такое путинская Россия. Ранее этот урок уже усвоили политические оппоненты Путина, независимые журналисты, правозащитники, и те российские олигархи, что попали в немилость к ветеранам КГБ и по совместительству плутократам, составляющим ближайшее окружение президента. Теперь его преподали Royal Dutch Shell и ее японским партнерам, компаниям Mitsui и Mitsubishi, вынудив их продать большинство акций 'Сахалина-2', крупнейшего в мире комбинированного проекта по разработке нефтегазовых месторождений, государственной российской корпорации 'Газпром'. Они поняли, что по своим представлениям о ведении бизнеса Кремль мало чем отличается от Тони Сопрано [босс мафии, главный персонаж американского сериала 'Клан Сопрано' - прим. перев.].
После того, как Shell и ее партнеры сообщили российским властям, что предполагаемые расходы на осуществление проекта увеличиваются с первоначальных 10 до 22 миллиардов долларов, - а значит получение доходов Кремлем откладывается до того момента, пока иностранные компании не компенсируют свои затраты - органы экологического надзора предупредили их, что проект крайне вреден для сахалинской флоры. Поначалу Shell с партнерами попытались удовлетворить требования экологов. Однако в конце концов им дали понять, что единственный способ избавиться от проблем с природоохранным ведомством - продать 'Газпрому' 50% плюс одну акцию 'Сахалина-2' по сильно заниженной цене в 7,45 миллиарда долларов.
В результате 'мягких уговоров' Путина создается новый консорциум, который сможет продавать сжиженный газ с сахалинских месторождений на растущих рынках сбыта в Азии и Северной Америке. Недавно Путин заверил заинтересованные стороны, что их разногласия с природоохранными органами благополучно разрешены.
Мораль этой истории для иностранных инвесторов заключается в том, что Путин и Ко требуют себе львиную долю в прибыльных энергетических проектах. Для потребителей российских энергоносителей вывод звучит еще тревожнее: откровенное стремление Кремля к монопольному контролю над российскими нефтегазовыми ресурсами ведет к симбиозу между политикой и энергопоставками. Прошлой зимой страны Западной Европы уже пережили приступ страха, когда Россия по политическим мотивам сократила поставки газа по трубопроводу, проходящему через территорию Украины.
А не далее как на прошедшей неделе 'Газпром' предупредил Польшу, Литву и Германию о возможных перебоях в газоснабжении из-за острого спора с Беларусью о ценах на это сырье, которые Кремль установил для своего традиционного союзника. Повышение тарифов за поставляемый Беларуси газ вызвано политическими разногласиями между путинскими приспешниками и диктаторским режимом Александра Лукашенко. Что ж, если бы у Тони Сопрано была в распоряжении огромная страна вроде России, он несомненно поступил бы точно так же.
__________________________________
Россия: Тактика насилия ("The Economist", Великобритания)
После 'Сахалина' ("The Economist", Великобритания)
Российский газовый гигант борется против негатива ("The Washington Post", США)