Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Указывая пальцем на Путина

На страницах книги выносится самый яркий и образный приговор режиму Путина

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Книга совершенно определенно ставит вопросы, требующие ответа. Сидя на своей газовой трубе, Путин игнорирует брошенную ему перчатку. Возможно, нам никогда не удастся выяснить, почему убили Литвиненко, и кто заказал это убийство. Нельзя исключать, что даже Путин этого не знает. Но может быть, в результате широко показанной по телевидению предсмертной агонии Литвиненко теперь будет труднее заметать под ковер трагедию Чечни на тех дружеских завтраках сильных мира сего, которые устраиваются для Путина в западных столицах.

'ФСБ взрывает Россию', авторы Александр Литвиненко и Юрий Фельштинский

Александр Литвиненко продолжает оказывать влияние на события даже из своей могилы в Хэмпстеде. Мало кто слышал об этом страстном и непредсказуемом человеке до его смерти в результате отравления полонием-210 в ноябре 2006 года. Литвиненко - бывший офицер КГБ, выступивший против Путина и российских спецслужб. В прошлом году ему предоставили британское гражданство. Книга, которую он написал, но на предисловии к которой ему не удалось поставить свою подпись вместе с Юрием Фельштинским, стала последним проклятием Литвиненко в адрес режима, который он ненавидел. Литвиненко и Фельштинский хотели восстановить западное общественное мнение против Путина. Они также хотели убедить россиян, что их президент, пользующийся огромной популярностью в России, возглавляет режим смертоносной клептократии.

Эта книга является последним вариантом текста, впервые опубликованного пять лет назад. В 2002 году авторы написали несколько глав, которые, по их мнению, доказывали, что логическое обоснование официальными властями начала войны в Чечне в конце 1999 года было сфабриковано. В сентябре в Москве и других городах произошла серия взрывов в жилых домах. Погибли сотни ни в чем не повинных граждан. Когда в терактах обвинили чеченских сепаратистов, возникший настрой в обществе помог государству в выполнении им задуманного. Путин, бывший в то время премьер-министром, к декабрю был готов направить российскую армию в Чечню. Это вторжение было невообразимо жестоким. Погибли десятки тысяч людей, половина населения региона бежала за его пределы. Чечня оказалась в руинах.

Ряд комментаторов, в том числе, Литвиненко и Фельштинский, сделали предположение о том, что взрывы в жилых домах организовали российские спецслужбы. Мотивом таких действий якобы стало стремление настроить людей на поддержку призывов государства к войне. К другим критикам, выступившим с публичными осуждениями, относятся Анна Политковская и Борис Березовский. Политковская очень много писала о ситуации в Чечне. Она была убита в Москве в октябре 2006 года. Березовский выступал с резкой критикой в адрес администрации Путина перед своим бегством в Великобританию, где он получил убежище и откуда продолжает изливать свой гнев на Кремль.

При написании книги Литвиненко обратился за помощью к историку Фельштинскому. Их опыт и навыки взаимно дополнили друг друга. Литвиненко знал о методах работы КГБ и его преемницы ФСБ изнутри. Он изучал тактику ликвидации, проникновения и обработки людей. Он понимал, насколько сильно российские спецслужбы, вновь обретавшие уверенность в себе после распада СССР, хотели утвердить свой контроль над политикой России. Фельштинский внес в общее дело вклад иного рода. Эмигрировав из СССР в студенческом возрасте в 1978 году, он позже вернулся в Москву для написания докторской диссертации на тему партии эсеров, которая несколько месяцев действовала в коалиции с коммунистами Ленина. Его публикации на историческую тематику являлись целенаправленным стремлением доказать то, что за современным фасадом притворства официальных властей вершатся темные дела.

В 2002 году их написанная в соавторстве книга не смогла привлечь внимание авторитетных издательских домов на Западе. Большинство комментаторов обычно наделяло Путина презумпцией невиновности. Его тискали в объятиях и целовали Джордж Буш и Тони Блэр, нуждавшиеся в сотрудничестве с российским президентом при ведении 'войны с террором'. При осторожной поддержке Березовского Литвиненко и Фельштинский в частном порядке напечатали свою книгу, но читательская аудитория ее в основном проигнорировала. В 2004 году они обновили материал и отправили 5000 экземпляров книги в Москву. Весь груз был конфискован. Лишь со смертью Литвиненко книга была опубликована в своей новой редакции. За границей больше не будут упускать эту работу из виду. Возможно также, что отдельные экземпляры книги найдут дорогу в Россию. На ее страницах выносится самый яркий и образный приговор режиму Путина.

Книга неоспоримо компактна, однако в ней дается целый ряд свежих подробностей. Особенно важными являются свидетельские показания Ачемеза Гочияева. Его первого обвинили в развязывании войны террора. У Гочияева в Москве была небольшая компания оптовой торговли. Он арендовал помещения во взорванном в столице жилом доме. Сейчас Гочияев скрывается, однако он согласился выступить в качестве свидетеля на страницах книги. Оказывается, Гочияев не чеченец, а карачаевец. Карачаевцы - это народность, живущая на Северном Кавказе. Однако российским властям этого показалось достаточно, чтобы возложить всю ответственность за взрывы домов на чеченцев. Гочияев с горячностью утверждает, что Путин намеревается использовать его в качестве предлога для нападения на российскую республику Карачаево-Черкессия. В остальном же его показания довольно сдержанны. Но проблема заключается в том, что их невозможно проверить. До тех пор, пока не будет проведено беспристрастное расследование (если оно вообще может состояться), правда будет скрыта. Российские средства массовой информации сегодня слишком запуганы, чтобы провести тщательную работу в данном направлении.

Некоторые российские политики все же осмелились выйти из общей шеренги. К ним относятся бывшие депутаты Государственной Думы Сергей Юшенков, Владимир Головлев и Юрий Щекочихин. Юшенкова и Головлева застрелили. Щекочихин умер в результате подозрительного отравления. У него перед смертью начала слезать кожа и выпали волосы. В книге показано, что между авторами и погибшими парламентариями существовали контакты. Вопрос заключается в том, связаны эти убийства между собой или нет. Авторы полагают, что взаимосвязь существует. Однако доказательства пока отсутствуют.

Пожалуй, самая примечательная глава этой книги повествует о таинственном случае несостоявшегося взрыва в сентябре 1999 года. Милиция города Рязани как раз во время взрывов в Москве обнаружила мешки со взрывчаткой в одном из жилых домов своего города. Милиционеры также выяснили, что мешки эти привезли туда сотрудники ФСБ. Руководителю спецслужбы Николаю Патрушеву пришлось немедленно давать объяснения. Оказалось, что в мешках этих находился якобы сахар, а ФСБ просто проводила эксперимент, чтобы выяснить, насколько эффективно общественность реагирует в условиях террористической угрозы. Затем эта история претерпела массу изменений, утратив всю свою последовательность и достоверность. Похоже, что на самом деле была предотвращена попытка еще одного взрыва и массового убийства.

Литвиненко и Фельштинский приводят имена лишь отдельных своих информаторов, опасаясь подвергнуть их жизни опасности. Согласно их утверждениям, максимум, что они могли сделать, это опубликовать добытые сведения и предложить российским властям их опровергнуть.

Однако в книге также содержатся элементы завуалированной полемики сторонников Березовского. Серьезная экономическая и политическая коррупция возникла в России далеко не в конце 90-х годов. Обогатившиеся бизнесмены редко создавали свои состояния, придерживаясь буквы закона. Природные богатства страны были разграблены предприимчивыми 'олигархами', которые изобретали всевозможные способы жульничества. После избрания на пост президента Путин начал на них охоту. Березовский до того момента вел чудесную жизнь, помогая семье Ельцина в ее финансовых операциях. Алекс Гольдфарб (Alex Goldfarb), часто дающий интервью по британскому телевидению в качестве лучшего друга Литвиненко, известен как правая рука Березовского. Березовский оказывал Литвиненко и Фельштинскому содействие в их исследовательской работе. Поэтому книгу следует читать именно в этом свете.

Но книга совершенно определенно ставит вопросы, требующие ответа. Сидя на своей газовой трубе, Путин игнорирует брошенную ему перчатку. Возможно, нам никогда не удастся выяснить, почему убили Литвиненко, и кто заказал это убийство. Нельзя исключать, что даже Путин этого не знает. Но может быть, в результате широко показанной по телевидению предсмертной агонии Литвиненко теперь будет труднее заметать под ковер трагедию Чечни на тех дружеских завтраках сильных мира сего, которые устраиваются для Путина в западных столицах.

___________________________________________________________

Скоро на экранах: любопытное дело Александра Литвиненко ("The Independent", Великобритания)

Роберт Сервис: Блэр прогибается под все более страшную Россию ("The Times", Великобритания)