Бурно развивающийся Азербайджан - ключ к энергетической независимости Запада. Способен ли он сыграть столь важную роль?
В диспетчерской нефтяного терминала недалеко от азербайджанской столицы Баку Бала Мирза разглядывает карту на экране компьютерного монитора. На первый взгляд изображенные на ней районы Азербайджана, Грузии и Турции кажутся малопонятным скопищем гор и деревень. Но инженер Мирза (ему 41 год) видит то, что находится под этой землей: сооружение, потрясшее мир - новый нефтепровод длиной в 1100 миль, связавший его крохотную страну на побережье Каспия с гигантским западным рынком сбыта. 'Большая нефть - это большие деньги, - замечает Мирза (он 14 лет проработал на дряхлой буровой платформе, построенной еще в советские времена, получая 10 долларов в месяц). - А поскольку деньги очень большие, мы несомненно будем жить лучше'.
Однако от нового азербайджанского трубопровода зависит не только благосостояние Мирзы и его семьи. Эта мусульманская республика, расположенная к северу от Ирана, и притулившаяся в юго-западном уголке бывшей советской империи, неожиданно приобрела важное значение для ответа на один из труднейших вопросов, с которыми сталкивается Запад: как США и Европа могут обеспечить себя нефтью и газом, чтобы города и заводы не остались без электричества, а самолеты и машины без топлива - одним словом, чтобы поддерживать существование современной цивилизации? С июня прошлого года по этому трубопроводу сотни тысяч баррелей нефти ежесуточно поступают из Баку через столицу Грузии Тбилиси в турецкий средиземноморский порт Джейхан. 'Нитка' под названием 'Баку-Тбилиси Джейхан' (БТД) стала одной из самых протяженных в мире и обошлась в 4 миллиарда долларов. Трубопровод принадлежит британо-американской нефтяной компании BP и ее партнерам по консорциуму, среди которых - американские нефтяные компании Chevron, Conoco Phillips и Hess. К весне по этой 'трубе' будет перекачиваться миллион баррелей нефти в сутки, а вскоре BP сможет довести этот объем до 1,5 миллиона баррелей. В прошлом месяце вступил в строй газопровод BP, проложенный параллельным маршрутом: сотни миллиардов кубометров каспийского 'голубого топлива' позволят Западной Европе преодолеть чрезмерную зависимость от российских поставок.
Трубопровод БТД стал блестящим достижением не только с инженерной, но и с геополитической точки зрения. Он строился три года, и при определении маршрута необходимо было огибать зоны конфликтов в Азребайджане (оккупированный Арменией Нагорный Карабах), и в Грузии, где продолжается противостояние с южноосетинскими сепаратистами. В техническом плане проект также был весьма сложным: так, на пути подземного трубопровода оказалось около 1500 больших и малых рек. В какой-то момент BP пришлось нанять 400 археологов, чтобы те разобрались с целой горой артефактов, обнаруженных при рытье котлована. Немало возникло и политических осложнений: в ходе строительства в двух из трех закавказских государств сменились президенты, что приводило к новым длительным переговорам об условиях контракта.
Однако для стран-участниц и транснациональных нефтяных корпораций преимущества проекта выглядят настолько убедительно, что политические соображения и вековые межэтнические противоречия отходят на второй план. Нефтегазовые богатства Каспия - по некоторым оценкам только запасы нефти там составляют до 200 миллиардов баррелей (у Саудовской Аравии - 260 миллиардов) - способны обеспечить экономическую независимость стран Южного Кавказа и энергетическую независимость Запада. 'Речь идет о диверсификации энергетических поставок, - отмечает Майкл Таунсхенд (Michael Townshend), менеджер BP, руководивший проектом до 2006 г. - Здешние ресурсы не связаны ни с Ближним Востоком, ни с Россией'.
Сегодня, через 15 лет после распада СССР, хочется думать, что 'холодная война' ушла в историю - но это впечатление исчезает, когда вы приезжаете в Баку. Здесь проходит линия фронта в новой битве между Востоком и Западе, где на карту поставлено не меньше, чем в ядерном противостоянии прошлого - состязании за поставки энергоносителей между странами, зависящими от импортного сырья (среди них США и объединенная Европа), и бурно развивающимися Китаем и Индией. В этой борьбе владение энергоресурсами превращается в мощное оружие. Незадолго до Рождества российский президент Владимир Путин вынудил Royal Dutch Shell передать контроль над проектом 'Сахалин-2', благодаря которому гигантские сырьевые богатства этого острова на севере Тихого океана станут доступны азиатским потребителям, государственному энергетическому гиганту - 'Газпрому'. Стоимость приобретаемых акций - 7,45 миллиардов долларов - для 'Газпрома' невелика: с 2000 г. его капитализация, благодаря рекордно высоким ценам на энергоносители, возросла с 9 до 270 миллиардов долларов.
Все это дает России огромное влияние и способность диктовать условия многим европейским странам. Один из образчиков этой силовой политики мы увидели прошлой зимой, когда россияне ненадолго прервали поставки газа на Украину, оставив миллионы людей без тепла. В декабре Путин пригрозил сделать то же самое с Беларусью, если та не согласится расплачиваться за газ по тем же тарифам, что и Запад. Беларусь уступила. Возмущенный тем, что новый трубопровод BP в Азербайджане проложен в обход России, Путин заявил о намерении вдвое повысить тарифы за газ, поставляемый в эту страну. Азербайджан в свою очередь пригрозил прекратить транспортировку нефти через российский участок трубопровода Баку-Новороссийск, ведущего к побережью Черного моря. 'Мы хотим положить этому конец'! - восклицает Хошбахт Юсифзаде, стуча кулаком по столу. Этот пожилой человек - первый вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджана, много лет проработавший в отрасли еще в советские времена. Самый верный способ вырваться из российских объятий связан с параллельным газопроводом BP, по которому в декабря начал перекачиваться газ с крупного азербайджанского месторождения 'Шах Дениз' в Каспийском море. 'Я вижу это как наяву, - говорит Юсифзаде, глядя на карту Каспийского моря на стене своего кабинета. - Фотография 'Шах Дениз', а под ней надпись: БЛАГОДАРЯ ЕМУ АЗЕРБАЙДЖАН ПЕРЕСТАЛ ЗАВИСЕТЬ ОТ РОССИИ'.
Для этого, однако, потребуется время. В прошлом Азербайджан - по оценке BP в ближайшие 20 лет новый трубопровод принесет стране до 230 миллиардов долларов - почти всегда зависел от российского влияния или иностранных 'охотников за прибылью'. В 1890-х гг., когда на долю Азербайджана приходилась половина мировой нефтедобычи, среди бакинской элиты числились и представители дома Ротшильдов. В советские времена инфраструктура пришла в упадок, и добыча постоянно сокращалась. Сегодня морское побережье возле Баку, словно диковинный лес из металлолома, усеивают сотни ржавых буровых вышек и насосов-качалок, многие из которых установлены еще до второй мировой войны; у нескольких скважин еще ползают старые советские трактора. Этот необычайный пейзаж в 1999 г. запечатлели для потомков создатели Бондианы в фильме 'И целого мира мало' (The World Is Not Enough). Сегодня над побережьем возвышается морская платформа водоизмещением в 16000 тонн, которую строит BP; затем ее отбуксируют на нефтяное месторождение в 75 милях от берега, где компания начиная с апреля 2008 г. планирует добывать до 320000 баррелей в сутки. 'Настало время больших перемен, - говорит двадцатишестилетний инженер-азербайджанец Мушвиг Османов, работающий на BP; он стоит на вершине недостроенной платформы, глядя на заброшенные старые скважины. - У нас вдруг появились западные вкусы, западный стиль жизни'.
Благодаря этим новым потребностям, растущим на нефтяных дрожжах, Баку переживает настоящий бум, хотя в других районах страны многие по-прежнему живут в нищете. Простые азербайджанцы - средняя зарплата в стране составляет 1140 долларов в год - страдают от высокой инфляции (так, помидоры недавно подорожали вдвое). Но в Баку много зажиточных людей, и они вовсю радуются жизни. 'Нынешнее настроение можно охарактеризовать так: Азербайджан обрел устойчивость', - утверждает министр иностранных дел Эльмар Мамадьяров. Из-за проекта BP в страну приехали тысячи нефтяников и бизнесменов - в основном британцев. По ночам они веселятся в ночных клубах с названиями вроде Le Chevalier и Le Mirage - танцуют с местными девушками в мини-юбках и сапогах на шпильках. Рекламные плакаты возвещают об открытии новых магазинов, в том числе Harry Winston, Cartier и Giorgio Armani. Другие предлагают вклады в Бакинском банке: прибыль 18,7% годовых. Как-то вечером я побывала на показе мод в новом бутике немецкой фирмы Escada. Бакинские богачи, потягивая калифорнийское мерло, наблюдали, как модели, доставленные самолетом из Москвы, дефилируют по импровизированному подиуму. Сегодня в Баку строится 300 жилых зданий, а еще 250 недавно сданы, рассказывает риэлтер Эльнур Асадов; он показываем мне только что построенный трехэтажный особняк с закрытым бассейном и сауной. 'Люди покупают квартиры на нулевой стадии, и продают после окончания строительства, - объясняет он. - Так они получают стопроцентную прибыль с вложенных денег'.
В США считают, что альянс с этой республикой - по населению (8,4 миллиона) она сравнима с Нью-Йорком - имеет ключевое значение для гарантированного снабжения энергоносителями в условиях обострения соперничества с Китаем и другими азиатскими странами за новые источники поставок. Месторождения Каспия, во многом еще не разведанные, могут содержать до 7% общемировых запасов нефти, а поставки через новый трубопровод пока составляют лишь 1% от поступлений на мировой рынок. Однако в дальнейшем через трубопроводы BP можно будет перекачивать - на Запад, а не в Азию - сырье с куда более обширных газовых месторождений в Казахстане и Туркменистане. 'Этот трубопровод существенно меняет стратегическую обстановку', - считает один высокопоставленный чиновник Госдепартамента.
Чтобы понять почему, достаточно взглянуть на карту: Азербайджан 'зажат' между двумя энергетическими гигантами - Ираном на юге и Россией на севере. Эти две страны - союзницы, и к тому же давние противники США, а их энергетических ресурсов хватит на многие десятилетия. У США в Азербайджане три задачи - обеспечение поставок, распространение демократии и борьба с терроризмом. Вафа Гулузаде - бывший советник президента Гейдара Алиева, правившего Азербайджаном десять лет, и в 2003 г. передавшего власть сыну Ильхаму - вспоминает, как в 1994 г. переводил телефонный разговор своего босса с Биллом Клинтоном. 'Клинтон сказал: 'Г-н президент, мы должны диверсифицировать маршруты нефтепроводов. Нам нужен новый маршрут'. Это был продуманный стратегический план', - рассказывает Гулузаде, попивая кофе в бакинском отеле Park Hyatt; в его номерах по 250 долларов за сутки останавливаются бизнесмены из стран Запада и Азии.
Сегодня, через 13 лет, Азербайджан - одна из немногих мусульманских стран, чьи солдаты сражаются в Ираке бок о бок с американцами. США профинансировали сооружение в Азербайджане двух РЛС - одна из них расположена в нескольких милях от иранской границы. Инструкторы из американского морского спецназа обучают команды пловцов для охраны подводных трубопроводов на Каспии, а американские таможенники руководили созданием систем безопасности на границе и в аэропортах. От Баку до Ирана - всего два часа на машине. 'Азербайджан, возможно - единственное в мире светское государство с преобладающим шиитским населением, - замечает упомянутый чиновник Госдепартамента.
Что ж, Азербайджан - государство светское, но демократическим его назвать трудно. По данным ооновских и американских наблюдателей, местные выборы 2005 г. и президентские выборы 2003 г., после которых Ильхам Алиев стал главой государства, сопровождались серьезными нарушениями. Есть ли в стране свобода печати? Это вряд ли. Однажды в декабре журналистов Time доставили недалеко от Баку в полицейский участок, и три часа расспрашивали, чем мы занимаемся. В самой столице вы повсюду видите портреты покойного президента, а в одном из многочисленных парков имени Гейдара Алиева стоит его массивная статуя. В декабре, в третью годовщину смерти Алиева-старшего, государственные телеканалы круглосуточно транслировали посвященные ему передачи. Те же кадры демонстрировались и на больших экранах, установленных на улицах.
Но может ли Азербайджан стать богатой страной без либерализации? Некоторые азербайджанцы считают, что для западных правительств энергетическая безопасность важнее политической демократии, к которой стремились участники революции 2004 г. на Украине - стране, очень важной с точки зрения транзита природного газа в Западную Европу. 'В Азербайджане США ни за что не станут поддерживать демократов из-за своих нефтяных интересов', - считает Гулузаде. Однако сами азербайджанцы могут потребовать демократизации, если нефтяные доходы страны не дойдут до народа. Правозащитная организация Transparency International называет Азербайджан в числе самых коррумпированных государств мира. 'Среднестатистический гражданин с большим подозрением относится к властям', - утверждает один западный чиновник, работающий в Баку, прося не называть его имени. - Если нефтяные богатства не будут распределяться справедливо, вы увидите - люди захотят перемен'.
Бала Мирза, инженер, дежурящий у монитора на нефтяном терминале недалеко от Баку, говорит, что уже ощутил на себе блага нефтяного бума. Его жизнь неузнаваемо изменилась с тех времен, когда он за 10 долларов в месяц работал на старой морской платформе. После того, как он в 2003 г. устроился на трубопровод, он уже купил по машине себе и отцу, который 30 лет проработал в советской нефтяной отрасли. Однако для Мирзы главным критерием перемен в стране станет будущее дочери, которой сейчас 10: 'Надо сделать так, чтобы, когда наша нефть закончится, лет так через 50, у нее не возникло проблем'. Что ж, пока до этого еще далеко - продолжай радоваться жизни, Баку!
_________________________________________________
Что у Земли внутри? ("Newsweek", США)
Владимир Путин: энергия - власти ("Time", США)