Когда-то ее называли 'газовой принцессой'. В 2004 году Юлия Тимошенко была 'пассионарией' оранжевой революции, которая проложила Украине путь к демократии. В 2005 году ее назначили премьер-министром, а через семь месяцев отправили в отставку. После этого ее альянс с главой государства Виктором Ющенко распался. Отныне всем заправляет пророссийское правительство. Красавица Юлия ушла в оппозицию, она выжидает своего часа и по-прежнему верит в свою счастливую звезду.
- Считаете ли Вы себя политическим лидером? Недавно Вы сказали, что в 2009 году планируете стать президентом Украины. . .
- Я стремлюсь не к власти как к таковой, мне не нужен какой-либо определенный пост. Я хочу находиться в нужном месте в нужный момент, чтобы иметь возможность защищать Украину. Я буду работать на той должности, которую определят для меня избиратели, там, где я смогу приносить пользу своей стране.
- Как Вы считаете, можно ли говорить о том, что в настоящее время Украина дистанцировалась от Европейского Союза?
- Одной из целей 'оранжевой революции' была ориентация Украины в сторону Европы и демократии. В этом плане ничего не изменилось. Да, конечно, в стране возникли некоторые внутренние политические проблемы, но Евросоюзу не стоит излишне беспокоиться по этому поводу. Это - временные трудности, которые не свернут нас с намеченного пути.
- Отныне Вы находитесь в оппозиции. Каковы Ваши приоритеты?
- (смеется) Поверьте, я бы предпочла избежать подобной ситуации. Но поскольку уж я в ней оказалась, я приложу все силы для защиты демократических принципов и сплочения тех сил, которые являются приверженцами этих принципов. После того, как этим летом премьер-министром был назначен Виктор Янукович (пророссийский лидер 'Партии регионов'), среди населения растет поддержка оппозиции. Кто сейчас управляет страной кроме президента, чья власть ограничена? Радикально настроенные коммунисты, верные заветам Ленина социалисты и группа людей, представляющая интересы теневого бизнеса - олигархов, поддерживающих тесные связи с Россией. Эти люди были противниками 'оранжевой революции', их не волновали вопросы защиты единства страны или ее суверенитета. Они страстно желают, чтобы Украина вошла в единое с Россией экономическое пространство, они хотят усилить ее энергетическую зависимость от Москвы.
- Что Вы можете сказать по поводу газового соглашения, заключенного между Москвой и Украиной в 2006 году?
- После того, как прошлой зимой стране некоторое время не поставляли газ, руководители Украины под российским давлением согласились разорвать контракты, подписанные в 1990-х годах и действительные до 2010 года. Новое заключенное с Москвой соглашение неприемлемо, потому что оно вручает энергетическое будущее Украины в руки темной структуры, 'РосУкрЭнерго', созданной в последние годы существования режима Леонида Кучмы и связанной с криминальными кругами. До того, как я занялась политикой, я работала в газовой промышленности, и я знаю, что торговля энергией между государствами, входившими ранее в Советский Союз, поражена коррупцией. Эта зарегистрированная в Швейцарии российско-украинская компания как по мановению волшебной палочки получила монопольные права на импорт газа на Украину. Объем этих транзакций достигает 10 миллиардов долларов, в то время как капитал самой компании составляет не более 30 000 евро! Хуже всего то, что с помощью этой фирмы Москва оказывает давление на Киев. Речь идет не только о газе, но и политическом влиянии, нацеленном на удержании Украины на орбите России.
- Почему после выборов 2006 года взаимопонимание между Вами и президентом Ющенко стало невозможным?
- Раскол оранжевой коалиции произошел ранее. Первые признаки появились в сентябре 2005 года, когда он отправил в отставку возглавляемое мною правительство. На главу государства оказывалось совместное давление со стороны клана олигархов и Москвы: я не устраивала незаконные монополии. Я вплотную занялась их финансовыми потоками, которые были неподконтрольными государству. Я задавала нелицеприятные вопросы по поводу 'РосУкрЭнерго'. Когда меня отправили в отставку, российские официальные лица открыто выразили свою благодарность Ющенко. . .
- Вы были преуспевающей деловой женщиной. Вы боретесь с серой экономикой, потому что хорошо с ней знакомы?
- После обретения Украиной независимости, я основала свою компанию, которая впоследствии стала одним из самых мощных предприятий постсоветского периода - и оставалась таковым до 1996 года. Компания занималась импортом российского газа, что помогло оживить экономику страны. Мы разработали систему взаимообменов с Россией, которая в обмен на газ и нефть получала металл, трубы и другие продукты украинской промышленности. Таким образом, Украина смогла погасить большую часть задолженности перед Россией за поставленный ею газ. Но непредвиденные обстоятельства привели к тому, что я в 1996 году занялась политической деятельностью, чего я до того момента не планировала.
- Что же произошло?
- Начались выборы в Верховную Раду. Жители Кировограда, города Центральной Украины, обратились ко мне и попросили выставить свою кандидатуру. Возглавляемая мною компания в то время занималась прокладкой газовой инфраструктуры в этом в то время одном из самых бедных регионов. Жители видели, что мы пытаемся улучшить их быт. Политика была для меня совершенно неизведанной территорией. Я решила попробовать, я тщательно изучила вопрос о мерах, которые можно было предпринять, чтобы защитить интересы жителей Кировограда. За меня проголосовали более 92% избирателей, это был абсолютный рекорд на этих выборах. Я почувствовала огромную ответственность перед теми, кто отдал за меня свои голоса. Это было новое для меня чувство, которое придавало совсем другой смысл всем моим последующим действиям. До этого момента я занималась решением очень конкретных задач. Одно время я считала, что мой приход в политику был делом случая. Затем пришло осознание того, что скорее бизнес был случайным явлением на моем жизненным пути. Сегодня бизнес полностью ушел из моей жизни.
- Политика стала Вашим призванием?
- Когда я начала ею заниматься, я увидела все существующие проблемы, и поняла, что должна остаться в политике, чтобы бороться с ними. Ряд украинских политиков связан с миром бизнеса и представляет интересы определенных кругов. Когда я была избрана в первый раз, у меня еще сохранились связи с моим бывшим предприятием. Режим Леонида Кучмы попытался их использовать, чтобы контролировать меня. Поэтому я сожгла мосты. Тогда власть выдвинула против меня обвинения, попыталась использовать против меня систему правосудия. Если сейчас кто-нибудь захочет надавить на меня, в его распоряжении не окажется для этого никаких рычагов. Никто не может утверждать, что имеет на меня влияние.
- Как Вы смогли завоевать прочные позиции в мире, который до сих пор является епархией мужчин?
- Это не так уж сложно. Политики - слабые люди, большая часть из них очень высокого о себе мнения. Когда они сталкиваются с женщиной, то не ожидают увидеть 'железную леди'. Это многих сбивало с толку. По сравнению с ними сильной меня делает доверие, которое мне оказывают украинцы. Я несу ответственность за них, и я не могу отказаться от нее. Мы свергли старую власть, конечно же, это было лишь первым этапом. Может быть, я подорву свои силы, но я не собираюсь останавливаться.
_________________________________________
Как Тимошенко сделала Ющенко никем ("Украинская правда", Украина)
Вызов для России ("The New York Sun", США)