Является ли причиной террора бедственное экономическое положение террористов? Приведет ли экономический рост к уменьшению террористической активности?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы необходимо понять цели, которые ставит перед собой террор, и знать, кто получает экономическую помощь. После трагический событий 11 сентября 2001 года американский президент Джордж Буш объявил всемирную войну террору. Имеется в виду, что противниками Буша являются организации, пытающиеся добиться своих целей методами террора и насилия. Таким образом, задача изначально поставлена неверно, и термин "борьба с террором" вводит в заблуждение. Ведь, если эти организации не смогут никого терроризировать, их цели останутся прежними, изменится лишь способ их достижения. Поэтому, нужно бороться не с методами этих организаций, а с их способностью достичь поставленных целей.
Лучшим примером использования террористических методов для достижения политических целей является израильско-арабский конфликт, в частности - наше противостояние с палестинцами. Против нас задействуют оружие на протяжении почти ста лет. Война началась отнюдь не после обретения Израилем независимости, и задолго до нашей победы в Шестидневной войне.
Вначале арабы пытались предотвратить репатриацию евреев в Эрец-Исраэль и создание еврейского государства. Вопрос тогда стоял не о границах, и не о составе еврейского населения. Борьба велась с еврейским присутствием на этой земле. Отсюда пошли призывы к евреям "вернуться туда, откуда они приехали". Отсюда и географические карты в арабских учебниках, на которых отсутствует Израиль. Отсюда и увековечивание проблемы беженцев, которых арабы требуют вернуть только в их дома в пределах "зеленой черты", что чревато уничтожением еврейского государства.
Террор - всего лишь один из компонентов войны за полное уничтожение Израиля. Другим компонентом является, например, арабский экономический бойкот. Третий, не менее важный - обработка общественного мнения в арабских странах и в Европе, включающая скрытые и явные антисемитские мотивы.
Вывод: непродуманное использование экономических рычагов не только не поможет борьбе с террором, но и усилит противника, цель которого останется неизменной. Европейские страны ринулись финансировать палестинскую автономию, возникшую благодаря Ословским договоренностям. Многие в Израиле предупреждали жертвователей о том, что их деньги будут потрачены не по назначению. И действительно, большая часть пожертвований была направлена не на развитие экономики и повышение жизненного уровня арабов, а на создание инфраструктуры террора, которая была задействована против нас в сентябре 2000 года.
Другая ошибка была допущена при классификации террористов на "хороших", таких, как Арафат и Абу-Мазен, якобы заслуживающих финансирования, и "плохих", вроде ХАМАСа и "Исламского джихада". Тот факт, что и те, и другие преследуют в буквальном смысле одну и ту же цель, не помешал щедрым финансовым вливаниям в ПА, которые, как говорилось выше, не улучшили материального положения палестинских арабов, а были потрачены на нужды террора.
Ошибочно также увязывать террористическую активность с экономическим положением и уровнем образования. Именно европейский опыт учит, насколько это увязывание не соответствует реальному положению дел. Боевики итальянских "Красных бригад" и члены немецкой группировки Бадера-Майнхоф отнюдь не были выходцами из малообеспеченных общественных слоев. "Хизбалла" также вербует в свои ряды не только самых бедных.
Все это не значит, что экономические методы заведомо неэффективны для продвижения мира. Но, вместо того, чтобы вкладывать деньги на счета террористической автономии, их следовало направить на создание рабочих мест. Причем, не обязательно в западной части Эрец-Исраэль. Европейские инвестиции на Синайском полуострове и в Иордании способствовали бы возникновению положительной динамики в палестинском обществе и решению столетнего арабо-израильского конфликта.
Автор - профессор, активист организации "Профессора за сильный Израиль
перевод предоставлен новостным агентством Курсор.co.il