Берлин. С уст Герхарда Шредера не сорвалось имя Анны Политковской. Но не только убийство российской журналистки, но и 'газовая война' между Москвой и Минском не были затронуты бывшим канцлером Германии на форуме, проходившем в среду вечером в берлинской гостинице 'Адлон'. На это мероприятие Шредера пригласило Немецкое общество по внешней политике для обсуждения проблем, стоящих на пути 'стратегического партнерства' Германии и России. Но для Шредера главным оказалась защита собственной политики, которая проводилась им в отношениях с Россией.
Образ России в изображении Шредера оказался совершенно прост: 90-е годы в России были отмечены 'разграблением, коррупцией и хаосом'. 'Историческая заслуга' Путина состояла, по мнению канцлера, в том, что он возвратил Россию на путь стабильности и надежности, в том числе и в международных отношениях.
Причем, изображение России Путина было настолько положительным, что второй докладчик этого мероприятия, помощник Путина по вопросам взаимодействия с 'группой восьми' Игорь Шувалов, был вынужден неоднократно выражать благодарность нынешнему главе Наблюдательного совета германо-российской фирмы, строящей Балтийский газопровод. Звучало это так: 'Все примеры, приведенные канцлером, были в пользу России. Большое спасибо!'
Но, несмотря на это, 40-летний Шувалов был очень сдержан. Бывали случаи, когда он грозил Западу переориентацией российской нефти на Китай. Однако в 'Адлоне' он ограничился лишь тем, что хвалил себя, российское председательство в 'большой восьмерке' и российскую экономику. 'У нас все прекрасно', - повторял Шувалов.
Бывший министр обороны Фолькер Рюэ не удержался и напомнил Шредеру, что при Ельцине в 90-е годы не все было плохо и нужно благодарить бывшего президента 'за демократическое развитие'. Он указал на то, что многие представители неправительственных организаций жалуются на ограничения деятельности гражданского общества и СМИ, а также на новый закон о партиях, устанавливающий 7-процентную планку для получения мест в парламенте.
После почти двухчасовой дискуссии, наконец-то, были названы и критики Путина, убийство которых нанесло особенно большой ущерб отношению Запада к сегодняшней России: Анна Политковская и бывший агент КГБ Литвиненко.
Шредер отмел все эти претензии. Что плохого в 7-процентном ограничении? - удивлялся он. Это ведь всего на 2% больше, чем в Германии. Убийство журналистов? Очень жаль, но и в других странах, взять хотя бы Ирак, гибнут люди. Сомнения в надежности России как поставщика энергоносителей? А надежнее ли Иран, Алжир или Ливия?
Но что удивительно: именно советник Путина Шувалов, в своем заключительном слове признал, что в России в вопросах демократии не все обстоит наилучшим образом. Так, например, по словам кремлевского чиновника, если через несколько месяцев он будет участвовать в парламентских выборах, то ему хотелось бы, чтобы у него по-настоящему был выбор.