Российский коллега рассказал мне недавно анекдот. Президенту Путину напомнили, что приближается последняя зима его президентства. 'Ага!' - ответил Путин. 'В таком случае зимы не будет'.
Соль шутки скорее всего в том, что при обсуждении любых вопросов, связанных с Россией, мы неизбежно выходим на тему о преемнике Путина. До смены власти остался год.
При первом приближении к теме оказывается, что, по крайней мере, в ближайшее время не следует волноваться. Как ожидается, Путин уступит свое место в рамках регламента Конституции России. Преемник на выборах получит формальную поддержку народа. Экономика страны продолжит поступательное движение. Экономические новшества будут и далее проводиться в жизнь после некоторого замедления этого процесса, вызванного опасениями волнений в обществе накануне выборов.
Внешнеполитическая линия России не претерпит, судя по всему, кардинальных изменений. Не всем членам евро-атлантического сообщества эта линия по душе, но большинство уже научилось жить в сложившихся условиях. Отношения между Россией и ЕС далеки от совершенства - ведь нельзя назвать нормальным ситуацию, в которой 'стратегические партнеры' не могут по разным причинам даже начать переговоры о выработке нового соглашения, хотя, например, у СССР и США не было проблем в области поддержания переговорного процесса в годы 'холодной войны'. Но с другой стороны эти отношения (между РФ и ЕС) и не ухудшаются.
Серьезного конфликта не будет, поскольку Европа сильно зависит от поставок российских энергоносителей, а новая российская элита является сторонником европейского потребительского образа жизни. Об этом наглядно свидетельствуют значительные приобретения россиянами недвижимости и их отдых на Западе, а также направление детей на учебу в Европу.
В целом проблема передачи власти упирается в гарантирование преемственности. Но почему же тогда постоянно подчеркивается значение 2008 года?
Причина в том, что, несмотря на оптимистичность словесной риторики, Россию уже нельзя 'спрогнозировать' на длительную перспективу. После событий в Кондопоге, после убийств многих влиятельных людей и отравления в Лондоне Александра Литвиненко вопрос о том, сохранится ли стабильность, существующая сейчас в России, после Путина, не кажется неуместным.
Сможет ли новый лидер удержать ситуацию под контролем? Или процветающая коррупция, преступность, наркомания, алкоголизм, СПИД, наплыв иммигрантов и другие общественные проблемы уничтожат хрупкую стабильность в России - особенно если упадет цена энергоносителей на мировых рынках?
Сумеет ли Москва удержать нынешнюю, в основном, прагматическую внешнюю политику, или усиливающаяся ксенофобия и растущий национализм в России повернут страну к антизападной идеологии?
Сомнения возникают и из-за исторических аналогий: передача власти в России никогда не проходила по заранее запланированному сценарию. Скорее, новый руководитель пытается переделать все, что было сделано прежним, заново. И Путин сам является прекрасным тому примером, если сравнить его линию с политикой Бориса Ельцина.
Поэтому совершенно не удивительно, что среди вариантов будущего развития России, рассматриваемых западными аналитиками, можно обнаружить хотя бы один пессимистический сценарий. По нему Россия - либо отсталая страна, над которой надо взять шефство, либо государство, руководство которого - это хунта, богатеющая за счет населения.
Есть, таким образом, две противоположные логические модели. Одна - здравая и опирающаяся на факты, другая - спекулятивная и основывающаяся на сослагательном наклонении. Западные компаньоны России хотели бы верить в первый вариант, а второй они инстинктивно отторгают.
Парадокс в том, что чем больше западные страны пытаются заверить друг друга в дальнейшем положительном развитии России, тем меньше у них остается возможностей оставлять без внимания предостережения, поступающие к ним со всех сторон.
Спекуляции в нынешнем мире не являются главной основой принятия решений, но и они имеют большое влияние. Иногда политики считают спекуляции даже более важными, чем хладнокровный анализ.
Имидж России среди ее западных партнеров постоянно ухудшается. И это та цена, которую РФ платит за регресс в области демократии, за нежелание ставить интересы народа выше интересов привилегированных групп, за конфликты с соседями и за ту иллюзию, что в 21-м веке можно лавировать без четкого представления о друзьях и врагах.
Счет будет предъявлен к оплате во время выборов в 2008 году после них.
Аркадий Мошес - исследовать Института внешней политики Финляндии
______________________________________________
Закат Америки - восход России! ("24 Heures", Швейцария)
2006 год: Год, когда Россия учила Запад уму-разуму ("The Exile", Россия)