Государственный секретарь Кондолиза Райс, начинавшая свою карьеру в качестве специалиста по СССР, должна объяснить президенту Бушу, что меньше всего Америке нужно провоцировать новую 'холодную войну' с Россией. Именно это делает Буш, размещая в Польше и Чехии ключевые элементы далекой от совершенства системы противоракетной обороны.
Воинственная реакция российских официальных лиц была несоразмерна той угрозе, которую могли бы представлять собой 10 противоракет, размещенных в Польше, и станция радиолокационного слежения в Чехии. В понедельник командующий ракетными войсками России даже заявил, что, если Чехия и Польша действительно установят у себя американские базы ПРО, то 'ракетные войска стратегического назначения будут способны в качестве целей иметь и эти объекты'.
Райс дипломатично заметила, что угроза российского генерала нацелить ракеты на Польшу и Чехию была 'крайне неудачной'. Но она не может не понимать причины чрезмерно бурной реакции русских.
Министр обороны [так в тексте - прим. пер.] Сергей Лавров поставил под сомнение аргументы в пользу размещения компонентов ПРО на севере Европы, а не в непосредственной близости к Ирану. 'Если речь идет о потенциальной угрозе со стороны Ирана или Северной Кореи, то элементы противоракетной обороны должны быть размещены в другом месте, - заявил он. - Мы не можем не отметить, что эти системы смогут перехватывать ракеты, запущенные из России'.
Озвученные Лавровым опасения имели бы смысл в том случае, если бы российский оборонный истеблишмент не был уверен, в том, что Россия, приняв контрмеры, может легко одурачить и преодолеть американскую систему ПРО.
Единственная обоснованная претензия Кремля заключается в том, что Вашингтон объявил о размещении ракет и радара в Польше и Чехии, не проконсультировавшись сначала с Россией. Если рассматривать этот шаг в совокупности с расширением НАТО на восток и выходом США из Договора о противоракетной обороне 1972 г., то он выглядит как преднамеренный удар по российской гордости, требующий решительного ответа.
Но, кроме того, за жесткой риторикой Лаврова, командующего ракетных войск и президента Владимира Путина, чье выступление в Мюнхене привлекло к себе все внимание мировой прессы, стоят внутриполитические мотивы. Кремль готовится к парламентским и президентским выборам, которые состоятся, соответственно, в декабре этого года и в марте следующего. А члены ближнего круга Путина поняли, что великодержавные и националистические лозунги импонируют избирателям.
Буш должен был предусмотреть не только реакцию России на планы размещения ракет, но и недовольство Германии и других союзников по НАТО из 'старой Европы'. Буш отталкивает от себя партнеров, чья поддержка играет ключевую роль в том, что он называет долгой войной с радикальным исламским терроризмом. И все это ради системы ПРО, которая даже не функционирует.
___________________________________________
Русский медведь будет реветь, пока не выберется из капкана ("The Financial Times", Великобритания)
Очнулся ли медведь от спячки? ("The New York Sun", США)
Медведь с удовольствием возвращается ("The Economist", Великобритания)