Предвыборные склоки льют воду на мельницу Кремля и отталкивают в сторону оппозицию
В России наступает 'высокий политический сезон': до парламентских выборов, с помощью которых Кремль, вероятнее всего, закрепит за собой контроль над политической жизнью страны перед выборами президента, осталось менее девяти месяцев. И кампания получается несколько сюрреалистическая.
Два ближайших политических союзника президента Владимира Путина дерутся между собой за то, чья партия более лояльна популярному в народе президенту - который, кстати, сам ни к какой партии не принадлежит, - причем оба блока постоянно обвиняют друг друга в том, что партия-противница похожа на КПСС. Оппозиционные же партии, от рыночников до российских коммунистов, в основном говорят о том, что им не дают говорить власти и их не слушают государственные СМИ. На местных выборах в нескольких регионах власти исключали оппозицию из избирательных списков за формальные нарушения.
Этот процесс - 'создание системы с ограниченным числом партий', считает член Центрального комитета российской Коммунистической партии Олег Куликов.
- Положение оппозиции стало гораздо сложнее, - говорит он.
С 2000 года, придя к власти, Путин методически выдавливает противников с политического поля, ставит своих союзников на ключевые посты и восстанавливает государственный контроль над крупными секторами экономики. В то же время, благодаря быстро растущим ценам на экспортируемую Россией нефть в стране начался экономический рост, давший Кремлю силы и решимость в последние годы занять более конфронтационную позицию по отношению к Западу.
- Кремль расчистил политическое поле, - говорит Сергей Иваненко, заместитель главы 'Яблока', одной из старейших российских либерально-рыночных партий.
В преддверии выборов в нескольких регионах, которые пройдут в воскресенье, кандидатов от 'Яблока' исключали из списков по причинам, которые в партии называют 'скорее поводами'. По новым правилам, введенным около года назад, политическим партиям стало гораздо труднее регистрироваться и проходить в национальный парламент.
По словам кремлевских чиновников, нововведения направлены на создание сильной многопартийной системы. Однако в частных беседах они признаются, что стремятся к маргинализации как коммунистов, до сих пор почитающих диктатора Иосифа Сталина, так и либеральных партий, образовавшихся в 90-е годы. Неутихающая междоусобица в либеральном лагере никак не дает им эффективно мобилизовать ту небольшую часть российского электората, которая поддерживает их прорыночную и прозападную идеологию. Тем временем Путин не делает секрета из стремления обеспечить преемственность своей политики даже после того, как через год, как предписывает конституция, ограничивающая его пребывание в президентском кремле двумя сроками, он уйдет со своего поста.
Аналитики считают, что благодаря рейтингу Путина, не опускающемуся ниже 70 процентов, и жесткому контролю Кремля над прессой и избирательной кампанией декабрьские выборы в парламент оставляют открытым только один вопрос: наберут ли прокремлевские партии простое большинство или больше трех четвертей мест в парламенте, что даст им дополнительные полномочия. Все равно главная битва, в которой будут самые высокие ставки, начнется три месяца спустя.
- Думская кампания - это всего лишь первый раунд, - считает Сергей Миронов, спикер верхней палаты парламента и лидер одной из прокремлевских партий. - Осенью 2007 года определятся контуры и персоналии президентских выборов.
Как считают аналитики и лидеры оппозиции, перед мартом 2008 года, когда состоятся выборы президента, Кремль пытается наглухо замкнуть политическое поле. Цель - обеспечить победу преемнику, которого выберет Путин, хотя ни один из вероятных кандидатов в преемники не пользуется той же популярностью ни в народе, ни в рядах кремлевской элиты.
- Им нужно снизить до минимума риск того, что оппозиция использует конфликты внутри правящего режима, - говорит Алексей Макаркин из московского политологического Центра политических технологий.
Внутри Кремля разговоры тоже идут только об одном - кто удостоится благословения Путина. В качестве наиболее вероятных кандидатов называют двоих высших членов правительства, хотя ни один из них не сказал открыто, что будет баллотироваться на этот пост.
Что же касается думских выборов, то там всерьез соревнуются между собой только две прокремлевские партии, во главе одной из которых стоит спикер самой Думы, нижней палаты российского парламента, а другой - Миронов. Оба лидера близки к Путину и лояльны ему, и поскольку критиковать Кремль им не с руки, они стремятся залучить в партию побольше знаменитых личностей и побольнее уколоть друг друга.
Партия 'Единая Россия', которой руководит спикер Думы Борис Грызлов, называет Путина своим 'моральным лидером' и утверждает, что доминирующие позиции в парламенте и региональной власти партия заняла при его поддержке. Однако сам Путин ни к какой партии не принадлежит и, более того, в прошлом году с его подачи был создан другой блок под названием 'Справедливая Россия' (выражение Just Russia, которым это название часто переводится на английский язык, можно также перевести как 'просто Россия' - прим. перев.) под руководством Миронова, на прошлой неделе на партийном съезде в Санкт-Петербурге зачитавшего теплое послание в адрес партии от президента.
Лозунг 'Справедливой России' - построение 'нового социализма', включая повышение государственных пенсий и других льгот; по словам ее представителей, 'Единая Россия' - это партия бюрократов, похожая на КПСС. 'Единая Россия' в ответ заявляет, что по советским временам тоскует скорее сама партия Миронова, если уж она начала говорить языком социалистических демонстраций.
Как полагает большинство политологов, задача 'Справедливой России' - отобрать голоса у коммунистов и других левых партий. Они считают, что главным показателем ее дееспособности будет сильное второе место на предстоящих в воскресенье региональных выборах, и указывают, что подобное византийское соперничество - признак того, что Кремль решил внести в централизованную политическую систему немного контролируемой конкуренции. Например, Миронов выступает за изменения в законодательстве, которые приведут к избранию членов верхней палаты парламента. Сейчас сенаторов назначают губернаторы регионов.
- Маятник пошел обратно в сторону выборов, - заявил Миронов.
При всем этом, его план, который, по его словам, будет приведен в исполнение в следующем году, предусматривает предварительный отбор кандидатов региональным правительством.
А тем временем социологи указывают, что российские избиратели устали от политики, и, поскольку экономика все растет, никто не обращает внимания на то, что все политические представления срежиссированы в Кремле.
- Это показная, имитационная демократия, - говорит Лев Гудков, директор социологической службы 'Центр Юрия Левады'. - Народ это понимает, но верит в нее, как верит в Путина.