В России множатся ряды сверхбогачей, и вкусы их весьма причудливы. В прошлом году они потратили на новые иномарки класса 'люкс' в общей сложности 2,5 миллиарда долларов. Всего десяток лет назад универсальным символом богатства и власти в стране считался черный шестисотый 'Мерседес'. Однако сегодня богатые автомобилисты выше всего ценят эксклюзив: их интересуют модели, которые ни с чем не спутаешь в дорожной пробке. Один владелец автосалона, торгующий роскошными иномарками, отмечает: 'В России богачи без колебаний покупают по две-три машины сразу, даже если это всего лишь блестящие игрушки, на которых ездить можно только летом'.
В классе 'люкс' у Daimler Chrysler, пожалуй, больше конкурентов, чем в других сегментах модельного ряда; тем не менее, ее перспективы на российском рынке выглядят весьма многообещающе. Достигнув в прошлом году беспрецедентного результата - роста объема продаж на 92%, компания отпраздновала этот успех, выставив в витрине своего московского автосалона кабриолет 'Мерседес', инкрустированный хрусталем от Swarovski. Это сверкающее льдисто-голубоватое покрытие выполнила московская фирма по автомобильному дизайну; в результате цена 'Мерседеса' SL500, одной из самых скоростных спортивных машин в мире, увеличилась еще на 300000 евро.
Александра Мельникова, эксперт по автомобильному рынку из инвестиционного банка Deutsche UFG, отмечает: 'В России люди, покупающие роскошные машины, хотят получить нечто особенное, и цена их не пугает'.
В этой стране модель покупательского спроса на дорогие автомобили диаметрально противоположна западноевропейской. Здесь лучше всего продаются модели из самой высокой ценовой категории. Кроме того, в отличие от западноевропейских богачей, российские 'транжиры' не стремятся покупать машины в кредит.
По словам г-жи Мельниковой, пристрастие к 'крутым' автомобилям характерно не только для россиян, но и для жителей других стран с бурно развивающейся экономикой, например, Китая, где особое значение придается внешним атрибутам - здесь принято тратить деньги, а бережливость не в моде. По ее словам, роскошная машина - обязательный аксессуар преуспевающего бизнесмена, ведь в России очень важно 'быть не хуже других'.
'Типовые' роскошные автомобили уже не всегда устраивают клиентов. Подавляющее большинство российских покупателей 'Роллс-ройсов' желает получить машину, сделанную по особому заказу. В этом месяце в Москву доставят первый золоченый 'Роллс-ройс'. Эта марка, как и 'Бентли', на которые российские покупатели тоже записываются в очередь, отвечает их стремлению приобщиться к аристократическим традициям 'старой Европы'.
Однако представители других компаний подмечают и новую тенденцию: у россиян, привыкающих к богатству, вырабатываются и собственные пристрастия. Этой зимой, после того, как объем продаж 'Лендроверов' в России шесть лет подряд демонстрировал мощный рост, фирма направила с Москву команду маркетологов: они проводили с клиентами неформальные встречи в модном ресторане. Результаты опроса немало удивили исследователей. Сергей Гурджиян, директор по маркетингу и связям с общественностью российского отделения компании Land Rover, рассказывает: 'Русские объяснили, что считают нашу 'знаковую модель'- Defender - красивой игрушкой. Это сильно отличается от имиджа 'Лендровера' на Западе, где его воспринимают как не слишком комфортабельную, но выносливую машину'.
Все 'Роллс-ройсы', реализуемые в России, оснащены стандартным двигателем объемом 6,75 литров и мощностью в 453 лошадиные силы. Однако другие производители машин класса 'люкс' сообщают, что им часто заказывают автомобили, специально приспособленные для езды по ухабистым российским дорогам в любую погоду. Часто встречаются также пожелания увеличить предельную скорость.
По словам г-на Гурджияна главная сложность заключается в том, чтобы выполнить все требования клиента, и одновременно выдержать сроки доставки.
Кроме того, Россия входит в первую тройку стран мира по продажам бронированных автомобилей, хотя, как отмечают специалисты Daimler Chrysler, в последнее время спрос на них начал падать в связи со снижением уровня преступности. В этом сегменте рынка у России тоже есть своя специфика. Если в Латинской Америке покупатель, стремящийся обеспечить свою безопасность, как правило удовлетворится противопульным бронированием, то россияне требуют дополнительной защиты, позволяющей пассажирам уцелеть и при детонации мощного взрывного устройства. 'Мерседесы' и в этом отношении пользуются в России высокой репутацией. Так, в 1994 г.
Борис Березовский, российский магнат, живущий сейчас в эмиграции в Лондоне, остался невредим после подрыва его бронированного 'Мерседеса'.
Эксперты из Deutsche UFG сомневаются, что зафиксированный в прошлом году пятидесятипроцентный рост спроса на роскошные иномарки продлится долго. Однако специалисты по сбыту смотрят на вещи оптимистичнее: по их мнению, благодаря росту благосостояния в регионах их дорогостоящая продукция будет расходиться на ура еще не один год.
При этом на российском рынке автомобилей класса 'люкс' безраздельно господствуют иностранные фирмы. Российские производители, сталкиваясь с ростом импорта, стараются хотя бы удержать позиции в низком и среднем ценовом сегменте. Сегодня в России уже не существует ни одной линии по сборке машин класса 'люкс', и в обозримом будущем ситуация не изменится. Черные 'Зилы', в которых некогда проносились по пустым улицам партийные бонзы, обрели новую популярность - их в качестве раритетов сдают напрокат для свадебных церемоний. Однако и здесь им приходится сталкиваться с конкурентами - новыми западными диковинами вроде белого, непомерно удлиненного 'Хаммера', который сегодня возит молодоженов по Москве.