Несмотря на все усилия Китая успокоить своих соседей и уверить их в том, что его быстро растущий оборонный бюджет не представляет для них угрозы, соседи все не успокаиваются. Вот только можно ли их винить в этом?
Уже больше десяти лет Китай каждый год увеличивает оборонные расходы на десятки процентов, и ни разу за это время не объяснил, зачем ему это и на что конкретно тратятся деньги. И вот для Пекина пришли первые плохие новости: он пожинает нежданные плоды 'политики закрытых дверей'. Крупнейшие политические игроки региона - США, Япония и даже Индия - выражают все более скептическое отношение к 'мирному развитию' Китая и с соответствующим этому скепсису тщанием выстраивают собственные оборонительные комплексы. Самое значительное последствие такой ситуации состоит в том, что мир не будет доверять Пекину, когда тот скажет, что его мощное влияние в Северной Корее, Иране, Бирме, Судане и других странах будет использовано исключительно в положительных целях.
В конце прошлой недели Собрание народных представителей объявило, что в этом году на военные расходы будет выделено на 18 процентов больше средств, чем в прошлом, когда эта бюджетная статья выросла почти на 15 процентов. В воскресенье первый заместитель государственного секретаря Джон Негропонте (John Negroponte) повторил от имени Администрации Буша, что США призывают Пекин раскрыть статьи своих военных расходов. ВСНП заявило, что в основном деньги пойдут на улучшение материального содержания самой большой действующей армии мира, насчитывающей 2,3 миллиона военных, но так и не объяснило толком, что конкретно увеличится на 18 процентов.
Справедливости ради нужно сказать, что военные бюджеты потому и непрозрачные, что военные. То же самое относится и к 600-миллиардному бюджету США, но большая его часть открыта, и его буквально с лупой изучает не один парламентский комитет. В США каждый вид вооруженных сил представляет в Пентагон собственный бюджет, и на обозрение по таким статьям, как обучение, комплектование, НИОКР и закупки вооружения и военной техники выносятся общие цифры министерства обороны. В Китае же суммы оборонных расходов постоянно занижаются; к тому же, никто не объясняет, на что будут потрачены дополнительные средства - на учения, НИОКР, закупку формы для солдат или подлодок для флота?
США уже давно критикуют Китай за такую неконкретность, а теперь на нее начинают обращать внимание и другие страны региона. В феврале самую крупную выставку вооружений провела у себя Индия. Видя решимость Индии модернизировать собственные вооруженные силы, с образцами своих товаров в Бангалоре высадились тысячи продавцов. Наращивание военной мощи Китая (вкупе с испытаниями северокорейских ракет) подвигло Японию на то, чтобы объединить усилия с США в построении регионального противоракетного щита. Токио, не медля ни минуты, принял предложение Вашингтона проводить совместные учения и расширить информационный обмен.
Уже многие годы заявления США о военном усилении Китая оставались гласом вопиющего в пустыне - и то потому, что у США есть интерес в защите Тайваня, самоуправляемого острова, который Пекин, тем не менее, считает суверенной китайской территорией. Как главный заступник Тайваня, США, естественно, заинтересованы в том, чтобы знать, сколько новых ракет или эскадрилий угрожают этому острову. Однако Китай наращивает военные мускулы уже далеко не только ради нападения на Тайвань. Как наглядно показало январское испытание противоспутниковой ракеты, этими мускулами планируется защищать все интересы Китая и бить любого, кто попытается ему противостоять.
Работать как с Пекином, так и с Тайбэем и избегать дополнительных трений и эскалации напряженности, могущих привести к вооруженному конфликту - это сейчас для Вашингтона первостепенная политическая задача. Кроме того, США и Китай могли бы объединить силы с целью решения общих стратегических проблем в регионе - распространения оружия массового поражения из Северной Кореи, угрозы радикального ислама и других. Совершенствование чисто военного аспекта сотрудничества между двумя странами - например, организация 'кризисной горячей линии' между китайской и американской столицами - также пойдет им обоим только на пользу. Однако при этом, если Китай хочет, чтобы мир верил его миролюбивой риторике, он должен снять завесу тайны со своих военных расходов. Только тогда он может надеяться, что напряженность по другую сторону [Малаккского] пролива снизится, а США и их союзники убедятся, что Китай не заинтересован в том, чтобы угрожать региональной и глобальной безопасности.
________________________________________________
Ядерная угроза Китая ("The Washington Post", США)
Рыночный ленинизм ("The Wall Street Journal", США)
Мир глазами Китая ("The New York Times", США)