Польша близнецов Качиньских (президента Леха и премьер-министра Ярослава), подстегиваемая реформой не устраивающей ее европейской конституции, напряженными отношениями с Германией, которой она не хочет подчиниться и Россией, которую она по-прежнему воспринимает как своего неизбежного врага, вновь охвачена националистической лихорадкой. Один из польских журналов опубликовал на своей обложке иллюстрацию, на которой канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) с помощью фотомонтажа предстает в образе Гитлера. Это происходит через год после того, как один из министров заявил о втором пакте Молотова-Риббентропа 1939 года - том самом, по которому Берлин и Москва перед самой оккупацией Польши договорились о взаимном ненападении - и накануне визита немецкого канцлера в Варшаву, где она намерена изложить свое видение европейского конституционного договора.
Портрет Меркель с нацистскими усиками, в коричневой рубашке, на которой свастика была заменена флагом Европейского Союза, и подписью 'Еврофашизм наступает' появился в журнале Najwyzszy Czas! ('Сейчас или никогда!') - печатном органе Союза реальной политики - крайне правой и настроенной против Европейского Союза партии. 'Нельзя исключать возможность того, что Европейский Союз попытается возродить идею 'европейской нации' (как при Сталине, когда потом говорили о 'советской нации'). Некоторые еврократы уже используют этот термин', - пишет в редакционной статье Януш Корвин-Микке (Janusz Korwin-Mikke), лидер партии и еще более радикальный политик, чем вице-премьер Роман Гертых (Roman Giertych), не так давно потребовавший от ЕС запретить аборты и положить конец 'пропаганде гомосексуализма'.
Польша братьев Качиньских никак не может наладить свои отношения с Германией. Не стремится она и к урегулированию отношений с Россией. Год назад недавно ушедший в отставку министр обороны Радек Сикорский (Radek Sikorski) сравнил двусторонний российско-германский договор о строительстве газопровода через Балтийское море с пактом Молотова-Риббентропа о разделе Польши.
16 марта Меркель посетит Варшаву, где собирается говорить о Европейской Конституции. Министр иностранных дел Польши Анна Фотыга (Anna Fotyga), выступающая на стороне тех, кто высказывается против идеи европейской нации, уже заявила, что необходимо стремиться к европейской квазифедерации, в которой был бы полностью определен смысл государства-нации. 'Есть определенные сложности в согласии с такой системой голосования, которая ограничивала бы возможность принятия решения консенсусом', - предупреждает Фотыга.
Историческое недоверие Польши к Германии - согласно опросам общественного мнения, уже преодоленное населением, но только не Качиньскими - усиливается еще больше, когда близнецы замечают препятствия, которые Берлин и Москва начинают чинить планам Вашингтона разместить в Польше и Чешской Республике щит противоракетной обороны от ударов, которые потенциально могут быть нанесены из Северной Кореи и Ирана. Россия расценивает названную систему в качестве угрозы, а Германия считает, что размещение системы ПРО должно обсуждаться странами НАТО в присутствии Москвы. С этим не согласны ни Вашингтон, ни Варшава.
В подобной напряженной ситуации на внешнеполитической арене братья Качиньские могут найти утешение в назначении новым архиепископом Варшавским 57-летнего Казимежа Ныча (Kaziomierz Nycz), который сменит незадачливого Станислава Вельгуса (Stanislaw Wielgus), снявшего с себя полномочия под давлением обвинений в шпионаже в пользу коммунистического режима.