Монополия конкурирующих между собой компаний Boeing и Airbus оказалась под угрозой со стороны Китая и России, стремящихся проникнуть на рынок, который, согласно прогнозам на предстоящие два десятилетия, будет стоить 2,6 триллиона долларов.
Китай на этой неделе заявил о планах вложения 7 миллиардов долларов в строительство коммерческого авиалайнера, который составит конкуренцию предложениям американской компании Boeing и европейской Airbus.
Россия также планирует восстановить свою авиакосмическую промышленность и приглашает западные компании инвестировать в нее свои средства.
Устаревшие российские 'Туполевы' и другие самолеты, летающие в обеих странах, должны быть срочно заменены, пока они не начали падать с неба на землю. Но ни Кремль, ни Пекин не желают отдавать миллиарды долларов иностранным компаниям Boeing или Airbus, не попытавшись вначале развить собственные отрасли авиастроения.
На пути у обеих стран имеются очень серьезные трудности - ведь разработка каждого типа самолета стоит до 10 миллиардов долларов. Им также придется исправлять ситуацию с незавидной репутацией своих продуктов с клеймом 'сделано в России' и 'сделано в Китае'.
Boeing и Airbus десятилетиями улучшали показатели безопасности своих самолетов, которые в настоящее время безопасны и надежны как никогда. С учетом репутации китайских и российских производителей в области качества, вполне естественно возникает вопрос: захотят ли пассажиры летать самолетами, построенными в этих странах?
Возможно, риск стоит намеченных инвестиций, если эти страны сумеют сломать прибыльную для Boeing и Airbus монополию. Но даже если китайский самолет станет продаваться только на внутреннем рынке, потенциал все равно будет огромен. Согласно оценкам Airbus, к 2025 году китайский рынок для новых самолетов будет стоить 350 миллиардов долларов. Российская отрасль может оцениваться в 70 миллиардов долларов.
Существуют предположения, что китайские производители могут взять пример со своей автомобилестроительной промышленности, используя старые проекты для создания дешевой продукции, хорошо реализуемой на внутреннем рынке и в развивающихся странах. Благодаря этому там может возникнуть двухуровневая отрасль, когда богатые пассажиры станут летать на американских и европейских самолетах, а менее обеспеченные - на самолетах китайских и российских марок.
Китай уже планирует проникнуть на рынок самолетов средней дальности вместимостью до 100 мест. Китайская авиастроительная корпорация China Aviation Industry Corporation может в будущем году начать реализацию проекта ARJ21, а российская компания 'Сухой' уже разрабатывает похожий самолет Superjet 100.
Заявление Китая о том, что он намерен построить самолет вместимостью более 150 мест, стало первой попыткой обеих стран проникнуть на территорию, где традиционно господствуют Boeing и Airbus. Эти новости особо могут опечалить компанию Airbus, создающую сборочную линию в Китае, чтобы лучше позиционировать себя в этой стране. Россия пока ограничилась покупкой пакета акций материнской компании Airbus EADS. Однако Кремль в настоящее время создает на базе ряда компаний 'Объединенную авиастроительную корпорацию' (ОАК). Когда этот процесс будет завершен, Россия может попытаться дать толчок развитию своей авиакосмической промышленности.
Планы полетов
- Компания 'Сухой' (Россия): известна своими боевыми самолетами марки 'Су'. В настоящее время она создает Superjet 100.
- 'Объединенная авиастроительная корпорация' (ОАК): объединение ряда известных в российской авиакосмической отрасли компаний, включая такие названия, как 'Туполев', 'Иркут' и компанию-производителя МиГов 'Микоян'.
- China Aviation Industry Corporation (Китай): создает самолет средней дальности ARJ21.
________________________________________________
Чтобы понять сегодняшнюю Россию, побывайте в ее аэропортах ("The Economist", Великобритания)