Что делает самых выдающихся виолончелистов образцом нравственности для человечества? Сложно сказать, но ясно одно: в Европе ХХ века, испытавшей столько невзгод, сначала Пабло Казальс, а потом Мстислав Ростропович были великими музыкантами, заставшими свой инструмент петь о потере, надежде и свободе. Благодаря Казальсу, произведения для виолончели, прежде всего, баховские, перестали быть 'гадким утенком' классической музыки. Благодаря Ростроповичу, вдохновившему таких композиторов, как Бриттен, Прокофьев, Шостакович, Губайдуллина и многих других, они заняли достойное место в музыкальной литературе ХХ века. Оба исполнили величайший из концертов для виолончели в тяжелейшие моменты истории: Казальса в 1937 г. доставили на самолете из осажденной Барселоны в Прагу, где он сделал эпохальную запись концерта Дворжака, а Ростропович со слезами на глазах исполнил это произведение в Лондоне в 1968 г., когда в Прагу вступали советские танки. Казальс не дожил до дня освобождения Каталонии и Испании от диктатуры Франко. Но Ростропович не только увидел своими глазами, как Россия освобождается от тирании коммунизма, но и сыграл в этом решающую роль. Ростропович, скончавшийся вчера в возрасте 80 лет, воплощал собой жизненную силу. Его энергия и щедрость были непреодолимы. Он был всегда готов сделать что-то новое - в жизни или музыке. Если и был на свете человек, который полноценно проживал каждую минуту своей жизни, то это был он. Когда придет другой такой - виолончелист или человек?
___________________________
Мстислав Ростропович: Герой для Вашингтона и всего мира ("The Washington Post", США)