Эскалация словесной войны между Вашингтоном и Москвой вокруг планов США по созданию элементов противоракетной обороны в Восточной Европе заставила американских чиновников предположить, что Россия живет категориями прошлого века. Несомненно, у Москвы были причины опасаться программы 'звездных войн' Рональда Рейгана, который не скрывал, что она призвана обанкротить Советский Союз, поскольку миллиарды долларов, брошенные на создание ракетного щита, должны были сделать ядерное оружие 'беспомощным и устаревшим'. Но то был ХХ век.
Сегодня ядерная угроза исходит от таких стран-'изгоев', как Иран и Северная Корея, которые, по утверждениям Вашингтона, невозможно сдержать в рамках принципа взаимно гарантированного уничтожения, выработанного в годы 'холодной войны'. Именно поэтому США продолжают работу над созданием противоракетного щита и потратили на это уже около 100 миллиардов долларов. А американские чиновники не понимают, почему Кремль продолжает говорить 'Нет!' притом, что Иран находится в непосредственной близости от России, а Вашингтон даже готов делиться технологиями с Москвой.
Этот спор достиг своей кульминации в среду, когда государственный секретарь Конди Райс отчитала российского генерала, заявившего, что Москва может нацелить некоторые свои ракеты на Чехию и Польшу - своих бывших союзников по Организации Варшавского договора - если они разместят у себя американские базы ПРО. Командующий ракетными войсками стратегического назначения Николай Соловцов заявил в понедельник, что это возможно в том случае, если данные страны согласятся на размещение 10 американских противоракет в Польше и радара - в Чехии. 'Думаю, это был крайне неудачный комментарий', - заявила Райс в Берлине. Возможно, неудачный, но не единичный. В четверг президент Владимир Путин объявил о намерении приостановить выполнение Россией подписанного в конце 'холодной войны' договора об ограничении обычных вооружений в Европе - в значительной мере, в связи с тем, что США распространяют свой противоракетный щит на Восточную Европу.
Похоже, министр обороны Роберт Гейтс, убеждающий в полезности планов США европейских союзников (некоторые из них из-за возражений России настроены скептически) не на шутку разозлился. 'Мы сделали русским очень дружелюбное предложение о сотрудничестве, - заявил он в понедельник. - Мы пригласили их посмотреть на наши противоракеты в Форт-Грили (Fort Greely) на Аляске. Мы пригласили их посмотреть на наш радар в Калифорнии. Мы даже предложили им, если это возможно, совместно размещать радары и обмениваться информацией'. Все это, по его словам, привело к 'определенным дебатам в Москве о том, как реагировать при таких обстоятельствах'.
Председатель объединенного комитета начальников штабов генерал Питер Пейс (Peter Pace) был в Москве месяц назад и пытался убедить своего российского коллегу в том, что размещение элементов американской системы в Европе предназначено для сдерживания возможной угрозы со стороны Ирана и не ослабит российский потенциал ядерного сдерживания. 'Все можно довольно легко объяснить при помощи математики и геометрии, - заявил он. - Если русские запускают ракету в Соединенные Штаты, то противоракета, размещенная в Польше, не сможет сбить ракету, запущенную с территории России'.
Генерал-лейтенант ВВС Трей Оберинг (Trey Obering), глава противоракетного агентства Пентагона, недавно сообщил за завтраком журналистам, что размещение противоракетных баз определяется характеристиками американских ракет-перехватчиков. 'Нам нужно разместить их на таком расстоянии, чтобы поразить цель на баллистическом участке, а также на таком расстоянии, чтобы ракета-перехватчик успела пройти разгонный участок и могла сбить запущенную ракету', - разъяснил он.
Разумеется, русские относятся к возможности ракетного удара Ирана по США скептически и подозревают, что эта система - своего рода троянский конь и предназначена для уничтожения российских ракет. Оберинг отвергает эту идею. 'У русских сотни межконтинентальных баллистических ракет и тысячи боеголовок, - отметил он. - Мы говорим о десяти перехватчиках, поэтому это не изменит стратегический баланс между двумя странами'.
Оберинг подчеркнул, что Москве, вместо того, чтобы запугивать соседей, лучше воспользоваться шансом совместно с США разработать систему ПРО. 'Мы в равной степени заинтересованы в том, чтобы не допустить возникновения этой ракетной угрозы, - заявил он. - Мы беспокоимся не из-за русских, а из-за иранских ракет'. В Пентагоне склонны считать, что русские все еще не могут оправиться от шока, вызванного планом 'звездных войн' Рейгана, но, в конце концов, они могут понять, в чем дело и пойти на сотрудничество. Но вряд ли это произойдет до тех пор, пока НАТО не прекратит подбираться к границам России. Русские всегда боялись вторжения с запада, и, похоже, что сегодня именно через эту призму некоторые высокопоставленные представители российских силовых кругов рассматривают планы создания ракетных баз в Европе.
________________________________
Оговорка по Фрейду ("The Financial Times", Великобритания)
Российские угрозы вызывают неприятие у европейцев ("The International Herald Tribune", США)
Расслабьтесь, господин Путин ("The Times", Великобритания)