Российский президент Владимир Путин в субботу выступил посредником при заключении соглашения с двумя центральноазиатскими странами о прокладке нового газопровода в Россию, нанеся тем самым мощный удар по американским попыткам направить экспорт природного газа из этих стран напрямую в Европу.
Президенты России, Туркменистана и Казахстана договорились о строительстве нового трубопровода в обход Каспийского моря, что даст Москве намного больший контроль над значительной частью огромных запасов газа стран Центральной Азии. Россия имеет собственные мощные ресурсы природного газа, однако газовая монополия этой страны 'Газпром' предпочитает распределять российское топливо внутри страны со скидками, в то же время продавая газ из Центральной Азии в Европу по ценам, обычно более чем вдвое превышающим закупочные.
Американские официальные лица активно ищут расположения руководителей стран Центральной Азии, которые подобно неуправляемому воздушному шару действуют на южных рубежах России. Во время визита в Казахстан летом прошлого года вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) выступил за прокладку новых энергетических маршрутов в обход России, назвав ее действия в отношении поставок энергоресурсов 'инструментами запугивания и шантажа'.
В связи с достижением субботней договоренности о строительстве нового газопровода министр энергетики России Виктор Христенко выступил на пресс-конференции, состоявшейся в городе Туркменбаши, что на побережье Каспийского моря, где проводился саммит трех государств по энергетическим вопросам. Как заявил министр, 'технические, правовые и экологические риски настолько велики, что невозможно найти инвестора' для прокладки отстаиваемого американцами транскаспийского трубопровода, 'если это не политический инвестор, которому все равно, сколько там в запасе имеется газа'.
Президенты договорились подписать официальный договор о строительстве трубопровода в сентябре. Он должен протянуться вдоль побережья Каспийского моря из Туркменистана в Казахстан. Планируется, что через три года по нему будет перекачиваться в действующую в России газопроводную систему примерно 10 миллиардов кубических футов газа в год (ошибка, предполагаемая мощность нового проекта - 10,5 миллиарда кубических метров - прим. перев.).
В настоящее время Россия платит Туркменистану по 100 долларов за кубометр газа (ошибка - эта цена платится за тысячу кубометров- прим. перев.), а перепродает его своим европейским покупателям по 250 долларов за кубометр (та же ошибка). Запланированная модернизация существующих газопроводов и рост газового экспорта из Казахстана может позволить России существенно увеличить общий объем поставок из Центральной Азии, доведя его до показателя более чем в 90 миллиардов кубометров в год.
Выступая на встрече президентов, новый глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов не исключил возможности того, что альтернативный газопровод, идею строительства которого отстаивают американцы, все же может быть построен, наряду с возможной реализацией проектов прокладки трубопроводов в Иран, Китай, Афганистан, Индию и Пакистан. Тем не менее, мало кто из аналитиков газовой отрасли полагает, что строительство альтернативных магистралей значительной мощности в ближайшем будущем возможно.
Трубопроводная политика в Центральной Азии очень часто связана с напряженным соперничеством, она представляет собой смесь сложных и конкурирующих между собой национальных интересов мощных держав, таких как Китай, Россия и Соединенные Штаты Америки. Данной сделки о строительстве Прикаспийского трубопровода, хоть она пока и не считается окончательно предопределенной, ждали в течение довольно длительного времени.
'Ожидалось, что какое-то соглашение будет достигнуто, - говорит генеральный менеджер норвежской нефтяной компании Statoil по Казахстану Пер Эйнар Реттедал (Per Einar Rettedal), - я не думаю, что для кого-то является большим сюрпризом, что 'Газпром' добивается того, чего хочет. А сегодня он хочет продавать туркменский газ в Европу'.