Россия критикует другие страны, а сама не чтит собственных павших
Во времена СССР история Второй мировой войны подвергалась манипуляциям. В конце 80-х - начале 90-х открылось окошко: стало возможно обсуждать то, о чем раньше молчали. Потом момент свободы закончился. Сегодня в России вновь действует единственная интерпретация прошлого, навязанная сверху. Того, кто ее не принимает - в стране или за границей - называют 'предателем' или 'неблагодарным'.
В деревне Шалегово Оричевского райо,на Кировской области есть кладбище. Такое же, как в любой деревне - не отличается ни монументальностью, ни красотой. В годы Второй мировой войны на нем были похоронены врачи расположенного неподалеку военного госпиталя и умершие пациенты - солдаты, которых привезли с фронта. Сколько их было? Неизвестно. Сохранилась только одна могила - начальника госпиталя, майора Алексея Павловича Довгялло. О том, как звали покойного доктора, известно лишь по рассказам жителей Шалегово, потому что на его могиле, представляющей собой обычный холмик, нет таблички с именем. Остальные солдатские могилы были ликвидированы, а на их месте появились новые надгробья. Что ж, жизнь идет своим чередом.
Это маленькое кладбище в далеком уголке России - не роскошный мавзолей на некогда покоренной земле, так что копья ломать не из-за чего. Такой сельский погост не используешь в пропагандистских целях. Посему ни у высоких, ни у мелких чиновников не болит душа за судьбу останков солдат, погребенных в русской земле. В конце концов, их столько погибло:
(Не) помним цифры
Да, собственно, и неизвестно, сколько. В советской школе ученикам вбивали в голову, что на войне погибло 20 млн. граждан СССР. Хотя о том, почему их страна понесла такие гигантские потери, не говорили.
В опубликованном в мае этого года докладе специального центра Вооруженных Сил России, занимающегося подсчетом потерь в годы войны и уходом за солдатскими могилами, сообщается, что армия потеряла 11 млн. солдат. По мнению историка и публициста Бориса Соколова, эти данные не выдерживают критики, потому что следует говорить, как минимум, о 18 млн. солдат и офицеров (речь идет только о погибших военнослужащих, а не о потерях среди гражданского населения). А занижение числа убитых призвано служить пропагандистской цели: не допустить мыслей о том, что советские командиры без разбору использовали 'пушечное мясо', что отправка сотен тысяч людей на верную смерть была одним из самых распространенных методов на фронте.
Наконец, проблема в том, кого считать.
Одних лишь фронтовиков - то есть мобилизованных, проходящих по документам? Кстати, тоже неполным, потому что в угаре формирования частей на начальной стадии войны в бой бросали неучтенных добровольцев. Нет точных данных и по частям, поспешно сколоченным после 1943 г. на отвоеванных оккупированных землях. Дальше - только тех, кто погиб в бою? Или также умерших от голода, болезней и истощения, пропавших, бежавших, расстрелянных СМЕРШем? А кем считать граждан СССР, которые перешли на сторону врага и тоже погибли? А пленных, которых сначала держали в нечеловеческих условиях в немецких лагерях, а потом гноили в сталинских лагерях за 'измену родине'. И, вообще, как относиться ко всем тем - известным и безымянным - кто не соответствует официальной картинке, навязываемой сегодня российскими властями, которые испытывают ностальгию по советскому могуществу?
Где покоятся эти бесчисленные павшие? Вышеупомянутый центр министерства обороны также сообщил данные о местах захоронения. Каждое кладбище (всего их 30,5 тысяч) внесено в реестр, на них находится 3 миллиона 282 тысячи могил. Из 9 миллионов погибших, о которых говорится в докладе, известны имена 2,5 миллионов. А остальные?
За границами России находится 7250 кладбищ советских солдат (на территории 49 стран), на которых покоится 1,6 миллиона. Известны имена всего 400 тысяч. Идут работы по идентификации останков, министерство обороны предназначило значительную сумму на создание компьютерной базы данных о павших.
С учетом всего этого ясно, как немного мы знаем о военных потерях СССР и погибших людях. А каждая новая команда, посматривающая на страну с кремлевского холма, лишь делает свой пропагандистский вклад, который в той или иной степени служит текущей политической конъюнктуре.
(Не) помним даты
В СССР многие годы официальной была версия, согласно которой Германия вероломно напала на Советский Союз в 1941 г. и, благодаря усилиям всего народа, в 1945 г. победила агрессора. О том, что происходило до 1941 г., не говорили. Не говорили и о помощи союзников, хотя бы в рамках ленд-лиза [поставок военных материалов и продовольствия, главным образом - из США - прим. ред.]
Впрочем, и о самой победе в СССР долгие годы не вспоминали. В 1948 г., когда спала послевоенная эйфория, Сталин 'приостановил' празднование Дня Победы, опасаясь роста значения популярных в народе военачальников. Кроме того, он не хотел, чтобы победители - даже самые мелкие - слишком уверовали в свои силы. О войне нужно было забыть, чтобы спустя годы вновь о ней вспомнить и заново, с нуля, строить ее миф. Но сначала нужно было уничтожить или усмирить тех, кто мог засвидетельствовать, что эта война не была пасторально-героической, а советские вожди не были непогрешимыми и благородными рыцарями на белых конях. Лишь в 1945 г. на основании так называемых политических статей было осуждено 135 000 солдат и офицеров.
К празднованию Дня Победы вернулся лишь генсек Леонид Брежнев - в 1965 г. Из года в год он организовывал военные парады, создавал миф собственного фронтового героизма, и на этом мифе строил свой имидж вождя народа-победителя. Дискуссии на тему разных аспектов войны были запрещены, все делалось по общему шаблону. Народу вдалбливали, что государство бережет память о героях. Звучал лозунг 'Никто не забыт'. Были созданы сотни фильмов, прославляющих подвиги Красной Армии (в частности, 'Семнадцать мгновений весны' или монументальное 'Освобождение'), на которых воспитано поколение Владимира Путина. Задавать неудобные вопросы было нельзя.
В годы горбачевской гласности были предприняты попытки рассекретить документы и добраться до истины. В конце восьмидесятых и после перелома - в девяностые - в России было открыто пространство для дискуссии, для раскрытия ранее стыдливо скрывавшихся эпизодов, для честной оценки ошибок. Но это был лишь проблеск. Сегодня вновь вернулись на проторенную советскую дорогу мышления об истории.
(Не) помним о местах
Сегодня 9 мая - единственный настоящий праздник в России. Государственные праздники в честь конституции или независимости не принялись. Осталась только Победа [в оригинале русское слово латиницей - прим. пер.]: безусловная, необсуждаемая, неприкосновенная, непорочная. На свету о неприятных вещах не говорят.
Под ружье был поставлен прилизанный, лишенный рефлексии образ Великой Отечественной войны, как в России называют немецко-советскую главу Второй мировой (другие главы для пропаганды не имеют значения). Тот, кто осмелится оспорить кремлевскую версию войны, будет назван 'предателем', использующим кости павших в собственных целях, 'фашистом' или, в лучшем случае, 'неблагодарным'.
Российские СМИ - особенно, телевидение, услужливо выполняющее распоряжения Кремля - создают в обществе убежденность в том, что есть 'хорошие' и 'плохие' соседи - участники войны. В последние дни в выпусках новостей подавались репортажи из Германии или Чехии, которые выставляются в качестве примера для подражания: они тратят деньги собственного бюджета на реставрацию могил и памятников. Нагоняй же получают венгры, поляки, не говоря уже об эстонцах или латышах.
При этом прокремлевские журналисты не стесняются жульничества. Например, показывается Ольшанское кладбище в Праге с ухоженным солдатским участком; репортер говорит о могилах советских солдат, которые спасли город. Между тем, в освобождении чешской столицы заслуга не только танкистов маршала Конева, но и других русских солдат - не красноармейцев, а сражавшихся под командованием немцев 'предателей', солдат Российской освободительной армии ген. Власова, которые в последние дни войны вновь перешли на другую сторону и поддержали чешских повстанцев. В 1993 г. в пражском районе Ольшаны был открыт обелиск и крест в честь 'солдат, погибших за нашу и вашу свободу, спасших Прагу'. Но о них в репортаже ни слова - это не встраивается в официальную картинку. Проверить это зритель не сможет, потому что о войне знает немного - только то, что запомнил из школьного учебника и пропагандистских фильмов.
Проблемы с памятью
Российское телевидение, резво нагнетавшее истерию вокруг переноса Бронзового Солдата в Таллине, не так охотно и громко говорило о переносах солдатских могил и памятников, которые происходили в то же самое время в России.
Между тем, здесь не обошлось без скандала: в символическом месте, в подмосковных Химках, где по сей день большими бетонными ежами обозначено место, до которого гитлеровцы дошли в 1941 году, потребовалось место для расширения дороги и строительства нового торгового центра. Помехой стали памятник советским летчикам и их могилы. Несмотря на протесты жителей, памятник был ликвидирован, могилы раскопаны, а останки перенесены на военное кладбище.
В Ставрополе в эти дни демонтировали 30-метровый монумент в честь казаков, освободивших город - в связи с расширением улицы.
В Петербурге вскоре будут ликвидированы два места памяти - накануне Дня Победы был начат демонтаж мемориала Красная Горка (там будет построен элитный жилой комплекс) и памятника [так в тексте - прим. пер.] Марсово Поле (здесь будет подземная парковка).
Наконец, вернемся в Шалегово Кировской области. 'Я чту память солдат, но в нашем бюджете нет денег на поддержание могил в надлежащем виде', - объясняет глава местной администрации. А нужно немного - 5 тысяч рублей. Как оказывается, денег нет у большинства органов местного самоуправления, которые на основании закона, введенного при Путине, лишились возможности получения дотаций на содержание кладбищ. Поэтому кладбища приходят в упадок. Если только их не финансируют из федерального бюджета и не показывают по телевидению.
Местные с горечью отмечают, что на могилах русских солдат никогда не было даже простого креста (а ранее - красной звезды), что они всегда были как бы стыдливо анонимными. А на могиле умерших в том же самом госпитале пленных - немцев, итальянцев, венгров - поставили памятник. Об этом позаботились историки и родственники похороненных здесь венгров.
С памятником или без - павшим полагается покой и молитва. А не крикливая пропаганда и тупая политика.