Российский президент Владимир Путин делал много воинственных заявлений на прошлой неделе - как до, так и во время саммита 'большой восьмерки'. Часть такой агрессивности можно проигнорировать, поскольку это лишь пустая риторика, призванная стать контрударом в ответ на попытки западных государств призвать его к ответу за антидемократическую внутреннюю политику. Но его угрозу наложить вето на резолюцию ООН, призывающую к независимости отколовшейся сербской провинции Косово, следует воспринимать серьезно, потому что она легко может разрушить тот хрупкий мир, который установился в регионе, и спровоцировать новую волну насилия на этнической почве.
Американский президент Джордж Буш дал ясно понять, что единственное разумное политическое решение для Косово - это независимость. 'В какой-то момент времени, рано или поздно, но скорее рано, нам придется сказать: 'Хватит. Край Косово независим'. Именно такую позицию мы и занимаем', - заявил Буш на пресс-конференции в Тиране во время краткого визита в Албанию. Его заявление было встречено с энтузиазмом, потому что более 90 процентов двухмиллионного населения Косово - этнические албанцы. Но кроме того, его рекомендация также является лучшим способом для продвижения вперед.
Неважно, насколько страстно сербы будут мечтать о том, чтобы все было наоборот. Косово больше не часть их страны. Сербские войска ушли оттуда восемь лет назад, будучи вытесненными в результате бомбовых авиационных ударов НАТО. После этого данной территорией управляет Организация Объединенных Наций, а безопасность края обеспечивают миротворцы под руководством НАТО. Косовские албанцы практически единодушны в своем стремлении никогда больше не оказываться под пятой Белграда. Не имеет значения и то, что Сербия начала осуществление демократических реформ или что она может пойти на предоставление краю значительной автономии в вопросах местного самоуправления.
В прошлом году посредник от ООН Мартти Ахтисаари (Martti Ahtisaari) заявил, что переговоры между Косово и Сербией никогда не приведут к урегулированию. Он предложил независимость - с переходным периодом для выработки конституции и проведения реформ в целях защиты сербского меньшинства в условиях продолжающегося присутствия миротворцев и под непосредственным наблюдением со стороны Евросоюза. Ахтисаари назвал это 'единственным возможным вариантом для становления политически стабильного и экономически жизнеспособного Косово'. Некоей альтернативой может стать объявление независимости в одностороннем порядке, что создаст огромный риск для уязвимого сербского меньшинства и может привести к масштабному насилию в регионе. Похоже, что Путин готов пойти на такой риск, поскольку он все откладывает реализацию действий в рамках рекомендаций Совета Безопасности ООН.
Как и другие российские лидеры до него, он лелеет мечты о панславянском единстве и об укреплении исторических связей с Сербией - самым стойким и преданным союзником России на Балканах. Но Путин также сказал (с замаскированной угрозой), что это создаст прецедент для сепаратистских регионов в других частях планеты, в том числе, на территории бывшего Советского Союза, где Россия уже осуществляет определенный контроль. Однако нельзя проводить параллели между управляемым ООН краем Косово и такими неспокойными регионами, как грузинская Южная Осетия.
Предоставление краю Косово независимости даст ему возможность преодолеть свой деморализующий статус пасынка ООН и создать новую нацию. В ответ на признание этого реального факта жизни Сербия получит возможность стать полноправным членом европейского клуба наций с постепенным вхождением в состав Евросоюза и прочими преимуществами, которые появятся на горизонте. Лучше от этого будет всему региону, и Путин мог бы набрать массу политических очков, согласись он на такой ход событий.
___________________________________________________________
Косовский фронт России ("The Wall Street Journal", США)
Толпы обожателей хотят взаимности ("The Times", Великобритания)