Покушение на Андрея Калитина со всей наглядностью демонстрирует, какую атмосферу создал в России президент Владимир Путин. Там воцарились законы бандитизма, позволяющие безнаказанно запугивать критиков и силой устранять оппонентов.
В день похорон Анны Политковской г-н Путин назвал деятельность этого специалиста по журналистским расследованиям 'незначительной'. Если один из самых уважаемых журналистов в стране - 'незначительная' фигура, что говорить об остальных! Это означает, что государству на них наплевать, и защищать их оно не будет.
Первое покушение на Политковскую состоялось, когда она летела в Северную Осетию, чтобы освещать трагедию с захватом заложников в бесланской школе - ее отравили на борту самолета. Во второй раз те, кто хотел ее убить, добились успеха - в прошлом году журналистку застрелили в лифте ее собственного дома в Москве.
Это еще и сигнал политическим, общественным и деловым элитам: никто не может чувствовать себя в безопасности. В преддверии президентских выборов, которые состоятся в будущем году, г-н Путин убирает с политической арены оппонентов. Похоже, целью убийства в Лондоне бывшего агента КГБ Александра Литвиненко было дать понять всем: 'Если вы с нами не согласны, вы станете нашим врагом и будете уничтожены'.
Но дело касается не только Путина и его оппонентов. Видя, что власти решают свои проблемы силой, бизнесмены задаются вопросом: 'А что мешает нам поступать так же?' Преследуя политических противников и закрывая глаза на убийства журналистов, Кремль дает зеленый свет всем, кто желает уничтожить своих оппонентов.
Мы стали свидетелями возврата к первым годам ельцинской эпохи - временам 'дикого Запада'. Жесткие заявления Тони Блэра насчет 'отпора' России - лишь пустая риторика. Иностранные фирмы, в том числе британские, попросту принимают эти бандитские правила игры - настолько велик их страх перед вытеснением с российского рынка.
Саммит 'большой восьмерки' показал, насколько бессильны западные лидеры перед лицом путинских провокаций. Они по-прежнему улыбаются и жмут ему руку. Откровенно высказался лишь г-н Блэр (и то потому, что он покидает свой пост и терять ему нечего). Но Путин и его режим понимают лишь язык денег: воздействовать на него могут только жесткие экономические санкции.
Подобное бездействие не просто аморально, но и чревато негативными последствиями для всего мира - ведь рано или поздно убийцы могут начать охоту за иностранными журналистами или соперниками в бизнесе.
У меня нет никаких оснований полагать, что положение в России улучшится. С момента убийства Политковской оно быстро ухудшается - буквально день ото дня. Свобода печати - один из главных показателей ситуации в любой стране. В России журналисты, открыто выступающие против режима или большого бизнеса, подвергаются смертельной опасности. Кремль четко дает понять: всякий, кто желает заткнуть рот своим критикам, может сделать это, не опасаясь наказания.
Елена Трегубова - российская журналистка, попросившая политического убежища в Британии
_____________________________________
Путин-хулиган: ведет ли он Россию к фашизму? ("The Times", Великобритания)
Мы любим тебя, Путин, Великий и Ужасный ("The Sunday Times", Великобритания)