Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Русским в Эстонии нужен лояльный власти пастух?

Любая попытка поделить один народ на чистых и нечистых порочна изначально

Русским в Эстонии нужен лояльный власти пастух? picture
Русским в Эстонии нужен лояльный власти пастух? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
И не надо в одну кучу валить кагэбешное прошлое сегодняшнего президента России и драму российского дворянства - нам бы поучиться такой милости к павшим... И не надо призывать местных русских 'Давайте не будем советскими, будем русскими!'. Давайте лучше стремиться к тому, чтобы уходить хотя бы в политической риторике от деления по национальному признаку. В сегодняшней Европе это выглядит явным анахронизмом...

Лидеры партий со всеми своими недостатками все-таки являются именно лидерами. Владимир Вельман отвечает на статью Райво Ярви о живущих в Эстонии русских, опубликованную 8 августа в Postimees на русском языке, полагая, что нельзя искусственно делить один народ на 'плохих' и 'хороших'.

Мой коллега по эстонскому парламенту Райво Ярви под рубрикой 'Мнение' опубликовал 8 августа в русской версии Postimees свои размышления о русских, живущих в Эстонии.

Я всегда с настороженностью воспринимаю любое противопоставление по принципу 'быдло' и 'интеллигенция', поскольку именно это противопоставление было идеологической основой всех кровавых революций.

Любая попытка поделить один народ на чистых и нечистых порочна изначально. Народ един, и попытка насильственно провести внутри него любые разделительные линии недопустима.

Поэтому я всегда считал, что и в Эстонии добиться успеха во всех областях (общественной ли жизни, культуре, спорте и т.д.) можно лишь тогда, когда все составляющие общества консолидируются ради этого самого успеха.

И в своем личном политическом выборе более десяти лет назад я исходил из этой логики. Не исключая при этом мировоззренческих различий, без которых говорить о свободе и демократии невозможно.

Поэтому и избрал для себя совместный с эстонцами путь, с теми, кто на деле боролся за свободу Эстонской Республики в переломные моменты ее истории и кто и сегодня пытается склеить расколотое известными событиями слабое единство общества.

Спасибо Райво Ярви - он откровенно высказал то, в чем не хотят признаться вслух лидеры его партии: 'Русскоязычной общине в Эстонии требуются мудрые и достойные лидеры' (цитирую подзаголовок статьи). Иными словами, русским нужен такой пастух, который устроит реформистов.

Партийный принцип

А там, глядишь, нам, русскоязычным, и кусочек луга выделят, чтобы щипали зеленую травку под наблюдением такого пастуха. А если кто-то за границу дозволенного выйдет - то свой же пастух и кнутом ударит, отрабатывая доверие титульных.

Утрирую? Отнюдь. Ведь никто же не ставит вопрос так: 'Эстонцам в Эстонии требуются мудрые и достойные лидеры' (хотя сама по себе такая постановка проблемы актуальна во все времена и во всех странах мира).

Само собой разумеется, что в условиях той демократии, в которой мы сейчас живем, партийный принцип деления общества является единственно возможным, и лидеры существующих партий со всеми своими недостатками все-таки являются именно лидерами.

Избранными членами этих партий в соответствии с их оценками той или иной фигуры.

Мне, может быть, тоже не нравится тот или иной лидер другой партии, но я уважаю мнение тех, кто его выбрал. Я убежден, что лидер реформистов допустил грубейшую ошибку в конце апреля, но это - и ошибка всех членов его партии, ошибка, за которую в конце концов заплатит весь эстонский народ.

И тем не менее не мое дело говорить реформистам: 'Меняйте лидера'.

Я уважал и продолжаю уважать очень многих эстонцев (коли уж приходится говорить национальными категориями, но не я задал этот тон). И для меня нет разницы, рабочий он или врач, социолог или писатель, педагог или продавец.

Порядочный человек - не классовое понятие. Но когда Райво Ярви противопоставляет Булгакова, Шостаковича или Сахарова рабочему, когда-то приехавшему в Эстонию из России, то я отказываю моему сегодняшнему оппоненту в праве говорить об интеллигенции вообще и от имени эстонской интеллигенции в частности.

Потому что интеллигентный человек является таковым только до тех пор, пока он не отрывается от народных корней и не становится пресловутой прослойкой (чем-то в проруби, уж простите за грубость).

И не надо в одну кучу валить кагэбешное прошлое сегодняшнего президента России и драму российского дворянства - нам бы поучиться такой милости к павшим... И не надо призывать местных русских 'Давайте не будем советскими, будем русскими!'

Давайте лучше стремиться к тому, чтобы уходить хотя бы в политической риторике от деления по национальному признаку. В сегодняшней Европе это выглядит явным анахронизмом...

Я был бы счастлив, если бы когда-нибудь национальная тема канула бы в Эстонии в Лету. Признавая безусловное право эстонцев на собственную страну и собственные традиции, я убежден в таком же праве и для всех здесь живущих.

Райво Ярви не просто ошибается - он опасно заблуждается. Если он действительно убежден в том, что для Эстонии задача поиска 'достойных' лидеров русскоязычной общины является государствообразующей идеей, то я боюсь за такое государство.

Добро - вне национальности

Поиски лидера для общины со стороны власти (а Райво Ярви представляет сейчас власть в Эстонии) - это продолжение той же линии поддержки оппозиций власти в ряде новых стран Европы.

Кому-то может не нравиться Путин, кому-то - Лукашенко, кому-то - Янукович, кто-то в восторге от Саакашвили, Ющенко, Буша... Но пусть сами народы, которые выбрали этих лидеров, и решают их судьбы.

Вмешательство извне возможно лишь в случае непосредственной угрозы другим народам или агрессии против них.

P.S. Закончу также воспоминанием детских лет, как и Райво Ярви. Рядом с домом, где я рос, был небольшой магазинчик. В послевоенные годы некоторые продукты продавали на вес по количеству голов покупающих.

Я часто забегал в магазинчик погреться, и местные старушки (а тогда все женщины казались мне старушками) зачастую просили меня подойти к ним, чтобы попросить у продавщицы лишний килограмм крупы ли, сахара ли...

Продавщица знала об этом фокусе, но она была доброй женщиной и подходила к ситуации чисто формально: две головы - два килограмма.

Но когда мне эстонки или русские покупательницы говорили (соответственно): 'Какой хороший эстонский (русский) мальчик!', я всегда отвечал им: я не эстонец! (по-русски) или я не русский! (по-эстонски).

Мне уже тогда было ясно, что добрые поступки, как и плохие, не имеют национальных корней. Так меня учили моя русско-украинская мама и эстонско-немецкий папа. Спасибо им за все и за эти уроки в частности...

Владимир ВЕЛЬМАН - член Рийгикогу (Центристская партия)

_____________________________________________

Главная беда русского народа ("Postimees", Эстония)

Райво Ярви: Русские - это советские? ("Postimees", Эстония)