Совершенно ясно, что у мирового сообщества в этот четверг появятся некоторые вопросы, когда президент Китая Ху Цзиньтао (Hu Jintao) и российский лидер Владимир Путин встретятся на Чебаркульском полигоне, чтобы принять парад войск из своих стран, а также из четырех государств бывшей советской Центральной Азии. Этим мероприятием завершатся военные маневры под названием "Мирная миссия 2007", которые вызывают ряд очень важных вопросов. Означают ли данные учения укрепление и без того активного военного сотрудничества между Москвой и Пекином? А если это так, то против чего или кого такое сотрудничество направлено?
Ответ на первый вопрос, несомненно, будет положительным. Да, сотрудничество активизируется. На учения "Мирная миссия" в этом году были привлечены около 4000 военнослужащих и 100 единиц авиационной техники из Китая, России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Это трехкратное увеличение численности личного состава по сравнению с учениями "Мирная миссия 2005", которые состоялись в Китае. Учения этого года, проводящиеся с 8 по 17 августа, включали в себя полномасштабные наступательные маневры с применением авиационного и сухопутного оружия в обычном снаряжении, выброску десанта и атакующие действия на земле, а также скоординированные авиаудары силами штурмовой авиации и вертолетов огневой поддержки. В сообщениях российских и китайских источников указывается, что учения были направлены против "террористических" укреплений в сельской местности и в городе.
Менее понятно то, против кого направлены данные учения. Организатором маневров является Шанхайская организация сотрудничества. Это межправительственная организация, созданная при помощи Китая с достойной целью обеспечения мира и сотрудничества в бывшей советской Центральной Азии. Однако на практике приоритеты данной организации со временем претерпели изменения. Похоже, что сейчас ее основная миссия состоит в том, чтобы остановить явное укрепление позиций ислама среди в большинстве своем тюркских народов этого региона, традиционно исповедующих ислам.
Если учитывать находящуюся сегодня в границах Китая территорию Восточного Туркестана (Синьцзян), то Центральная Азия занимает более 5 миллионов квадратных километров, находясь в стратегически важном центре Евразии. Население этого региона никогда не проявляло готовности и желания жить под управлением Москвы или Пекина. Центральная Азия богата природными ресурсами, в первую очередь, нефтью и газом. В настоящее время руководители центральноазиатских стран - это в основном бывшие советские функционеры, которые боятся как ислама, так и России с Китаем. И они довольно уязвимы. Смена курса в направлении исламизации (что возможно и даже вполне вероятно) станет сигналом беды.
Таким образом, надо начать с того, что "Мирная миссия 2007" - это совместное учение руководителей центральноазиатских государств при поддержке Китая и России. Его цель - предотвратить политическую нестабильность. Но это не все. "Мирная миссия 2007" также демонстрирует тревожную тенденцию усиления сотрудничества между Москвой и Пекином, которое в целом направлено против Запада и идей демократии.
В июле ШОС решила составить совместный перечень объявленных вне закона организаций. В него, конечно же, вошли террористические группировки. Но западные правозащитники опасаются, что в списке могут оказаться и организации в защиту демократии. У них есть серьезные основания для тревоги. На совещании начальников штабов в Урумчи (китайский Восточный Туркестан или Синьцзян) начальник российского Генерального Штаба Юрий Балуевский выступил с нападками на "некоторые западные государства", выступающие за "создание так называемых подлинно демократических институтов государственного и общественного управления, ... что приводит к дестабилизации обстановки в странах региона".
Российские и китайские официальные лица утверждают, что учения "Мирная миссия" "не направлены против какой-либо страны". Но когда Соединенные Штаты Америки спросили китайское правительство, нельзя ли им послать на маневры своих наблюдателей, надеясь на взаимность после того, как представителей Народно-освободительной армии Китая (НОАК) великодушно принимали на учениях "Доблестный щит 2006" (это были крупные маневры с участием войск США и их азиатских союзников), Китай ответил "нет".
Пекин, очевидно, не хочет привлекать особое внимание к своим растущим возможностям по демонстрации силы на больших расстояниях, которые они показали в Центральной Азии (и не только). Контингент НОАК на этих учениях составил 1600-1700 военнослужащих из армейских и воздушно-десантных подразделений, плюс поддерживающие легкобронированные боевые машины и около 36 самолетов. Конечно, это немного, но НОАК впервые в истории направляет такую крупную общевойсковую группировку за рубеж. 30 июля старший полковник (это звание соответствует бригадному генералу) НОАК Лу Чуаньган (Lu Chuangang) заявил представителям государственных средств массовой информации, что "Мирная миссия" станет проверкой армии в части "мобильности и всестороннего обеспечения на больших расстояниях".
Большая часть западных аналитиков выражала сомнение в том, что у Пекина настолько крупные амбиции. Но учения "Мирная миссия" показали, что это так, и тому есть другие подтверждения. Китай модернизирует бывший российский авианосец "Варяг" и планирует создать собственные авианосные силы. Он разрабатывает похожий на американский С-17 военно-транспортный самолет, способный перевозить 60 тонн груза. В декабре прошлого года китайские военно-морские силы приступили к строительству авианосца водоизмещением 20000 тонн. В мае представитель китайской кораблестроительной отрасли говорил мне о разработке в Китае десантного вертолетоносца.
Новые транспортные самолеты и новые средние боевые машины десанта, производство которых начато в Китае, дадут ему в будущем возможность для проведения десантных операций. Это станет прекрасным дополнением к боевым возможностям российской армии. Фактически учения "Мирная миссия 2007" напоминали скоординированные действия по защите шаткой диктатуры, подобные тем, что осуществляли советские войска в Венгрии в 1956-м и в Чехословакии в 1968 годах. А на учениях "Мирная миссия 2005" НОАК продемонстрировала возможности своих ВВС и ВМС по нападению на Тайвань.
Однако возможности ШОС по укреплению военного альянса вызывают определенные сомнения. В российской прессе сообщается, что Китай отверг предложение Москвы о проведении этих учений совместно с Организацией договора о коллективной безопасности, где главную роль играет Россия. Это говорит о том, что интересы России и Китая в сфере безопасности, которые сегодня совпадают, легко могут разойтись. Дружащий с Россией Казахстан не дал разрешение на проезд китайских войск по своей территории, что удлинило маршрут на тысячи километров. ШОС вскоре предстоит решить вопрос о том, принимать или нет в свои ряды в качестве полноправных членов имеющих сейчас статус наблюдателей Индию, Пакистан и Иран (соответственно - демократию с ядерным арсеналом, несостоявшееся государство с ядерным оружием и изгоя, который обретет ядерные возможности в будущем).
В целом учения "Мирная миссия 2007" дают массу оснований для тревоги и озабоченности. Они говорят о том, что у России и Китая есть непосредственные военные интересы в Центральной Азии - регионе, о котором США и Европа знают очень немного. Еще большую тревогу вызывает роль Китая в этих учениях. Она показывает, насколько велики военные амбиции и возможности этой страны, потенциальными объектами воздействия которой могут стать не только мусульмане Центральной Азии.
Ричард Фишер - вице-президент Международного центра оценки и стратегии, расположенного в Александрии, штат Вирджиния.
___________________________________________________________
Китай и Россия начинают дразнить Вашингтон ("Arab News", Арабская пресса)
Долгий путь к статусу сверхдержавы ("The Economist", Великобритания)