В то время как внимание Запада приковано к росту нефтегазового потенциала прикаспийских государств, укрепляющий свои позиции на сырьевом рынке Казахстан предлагает еще один энергетический козырь - уран.
Казахстан занимает второе место в мире по запасам урана, которые оцениваются в 1,5 миллиона тонн. В 2006 году он добыл 5279 тонн урана, что на 21 процент больше, чем в 2005 году. А в 2007 году это государство намерено увеличить добычу на 31 процент, доведя ее до 6937 тонн. Об этом сообщило министерство энергетики и минеральных ресурсов Казахстана. По добыче урана страна занимает третье место в мире, уступая лишь Австралии и Канаде. На долю данной тройки государств приходится более половины общемирового производства этого радиоактивного топлива.
Если верить рыночным тенденциям, то Казахстан вскоре может стать таким же крупным игроком на мировом рынке урана, каким он является в области нефтедобычи. Налицо масса факторов, подтверждающих это. Всего за пять лет цены на уран выросли на 1000 процентов, и похоже, что они будут продолжать свой рост. В 2001 году фунт урана (0,453 кг - прим. перев.) продавали по цене от 5 до 10 долларов. Сегодня его текущая цена составляет 105 долларов за фунт.
В недавнем исследовании компании Royal Bank of Canada Capital Markets под названием "Инвестирование средств в урановые компании" отмечается, что "добыча урана продолжает оставаться в центре внимания повышающего свою конъюнктуру уранового рынка, где средняя цена за фунт в этом году составляла 100 долларов". Далее там говорится, что дефицит предложения урана сохранится и после 2013 года. Ведущее операции с фондовыми ценностями подразделение австралийского банка Macquarie Bank дает даже более высокие прогнозы, говоря о том, что к 2009 году цены на уран могут вырасти до 200 долларов за фунт.
Ценовому росту на это топливо способствуют рекордно высокие цены на нефть, а также увеличение спроса на уран, особенно в Азии. В Южной Корее на атомных электростанциях вырабатывается 45 процентов всей электроэнергии страны. Не на много отстает от нее и Япония, которая на 30 процентов обеспечивает свои потребности в электричестве за счет атомной энергетики.
В получении атомной энергии заинтересованы также новые экономические гиганты Азии - Китай и Индия. Китайская комиссия по науке, технике и оборонной промышленности в своем 11-м пятилетнем плане развития ядерной промышленности отметила, что КНР будет искать и разрабатывать свои собственные месторождения урана, чтобы к 2020 году увеличить выработку электроэнергии на атомных электростанциях до 40 ГВт. Китай также планирует создать национальный урановый резерв, который начнет действовать в 2010 году. На долю атомных электростанций в стране приходится всего 1,4 процента общего объема вырабатываемой электроэнергии. Несмотря на амбициозные попытки Пекина расширить добычу урана в Синьцзяне и других местах, внутренних месторождений будет явно недостаточно для удовлетворения потребностей в этом виде топлива. Аналитики предсказывают, что менее чем через 10 лет запланированные к строительству ядерные реакторы Китая будут ежегодно потреблять 44 миллиона фунтов урана, поскольку более 16 провинций, регионов и муниципальных образований заявили о своем намерении построить АЭС в течение следующих 8 лет. Таким образом, общее количество запланированных к строительству и вводимых в строй новых реакторов составит 77.
Индия также все больше интересуется выработкой электроэнергии на атомных станциях, несмотря на то, что сегодня за счет ядерной энергетики обеспечивается всего 3-4 процента потребностей страны в электричестве. У Индии в настоящее время 19 запланированных и предлагаемых к строительству ядерных реакторов.
Да и остальной мир по-новому начинает смотреть на ядерную энергетику. Лондонская Всемирная ядерная ассоциация (World Nuclear Association) сообщила в мае, что всего в мире на стадии проектирования и строительства находится 256 реакторов. Это в дополнение к 437 уже действующим. Даже Украина - родина печально известной аварии 1986 года в Чернобыле - объявила о планах строительства 22 новых атомных электростанций. А в США, где в 1979 году на АЭС "Три Майл Айленд" произошла авария с частичным разрушением активной зоны, предполагается построить 23 реактора.
Несмотря на господствующие позиции России на мировых нефтяных и газовых рынках, ее влияние на рынок уранового топлива относительно невелико. Российская государственная холдинговая компания "Атомпром" занимает седьмое место в мире по запасам урановой руды, и пятое - по ее добыче. Она также является третьим в мире производителем ядерного топлива. В настоящее время производство урановой руды в России составляет всего 3000 тонн при годовых потребностях в 18000 тонн. В связи с этим крайне маловероятно, что "Атомпрому" удастся претворить на практике прошлогодние заявления российского правительства о том, что оно намерено на 10 процентов увеличить долю атомной энергетики в производстве электроэнергии, которая сегодня составляет 15 процентов. В апреле российский президент Владимир Путин заявил: "За весь советский период было построено 30 атомных электростанций, а мы за 12 следующих лет планируем построить 26 таких объектов, причем в строительстве будем использовать самые передовые технологии".
Как и в области нефте- и газодобычи, Казахстан искусно маневрирует в урановом секторе, стремясь снизить свою зависимость от России. Он проводит диверсификацию рынков и партнеров. В апреле 2005 года Южная Корея и Казахстан создали совместное предприятие по добыче урана, которое должно быть введено в эксплуатацию в 2008 году. Со временем объем производства на нем намечено довести до 1000 тонн. В апреле прошлого года Казахстан и Япония подписали соглашение о ядерном сотрудничестве в гражданской сфере. В соответствии с этим соглашением Япония будет импортировать из Казахстана 9500 тонн урана в год, за счет чего ей удастся на 30 процентов обеспечить свои ежегодные потребности в этом топливе для выработки электроэнергии. К иностранным компаниям, вкладывающим средства в урановую промышленность Казахстана, относятся канадская SXR Uranium One Inc., японская Marubeni Corp., китайская Guangdong Nuclear Power Group, британская New Power Systems Ltd. и американская трейдинговая фирма Nukem, занимающаяся продажами урана. Чтобы успокоить взволнованный Кремль, Астана неофициально пообещала экспортировать до 6000 тонн урана в год в Россию.
Как и в нефтяной отрасли, Казахстан активно привлекает иностранные инвестиции в добычу урана. Канадской компании Cameco, являющейся ведущим в мире производителем окиси урана, принадлежит 60 процентов акций совместного предприятия "Инкай", в то время как государственное агентство по атомной энергии "Казатомпром", являющееся четвертым в мире производителем этого сырья, также имеет свою долю в этом предприятии. Но инвестиции идут не только в одном направлении. Богатый "Казатомпром" сделал заявку на приобретение 10 процентов акций американской компании Westinghouse Electric.
Однако на безоблачном небосклоне урановых амбиций Казахстана появляются тучи. К проблемам относится существенная нехватка квалифицированных кадров и объектов инфраструктуры, что может помешать быстрому наращиванию уранового производства. Астана делает ставку на то, что ее зарубежные партнеры привезут с собой как средства, так и технологии для закрытия этой бреши.
Существуют также проблемы с продажей урана, который в настоящее время не числится в списке товаров на мировых биржах. Около 15 процентов урана продается на рынке наличного товара, а остальная его часть, составляющая 85 процентов, реализуется по долгосрочным контрактам. С учетом оценок Международного агентства по атомной энергии, которое прогнозирует 51-процентный рост глобальных потребностей в энергии к 2030 году, контракты на продажу в перспективе будут для Казахстана не столь большой проблемой, как вопрос выбора среди многочисленных претендентов.