Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Политические игры Путина

Бывший сотрудник спецслужбы намерен все решать сам

Политические игры Путина picture
Политические игры Путина picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российский премьер Виктор Зубков занял свой пост в одночасье неожиданным решеньем президента. Вместо политических дебатов парламентское большинство кротко подчинилось. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов заявил, что этот неожиданный маневр был осуществлен президентом Путиным с точностью, свойственной лишь спецзаданиям советской службы безопасности. Однако, по его мнению, с демократическими обычаями эта неожиданная кадровая перестановка не имеет ничего общего. Иногда и коммунисты бывают правы

Российский премьер Виктор Зубков занял свой пост в одночасье неожиданным решеньем президента. Вместо политических дебатов парламентское большинство кротко подчинилось. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов заявил, что этот неожиданный маневр был осуществлен президентом Путиным с точностью, свойственной лишь спецзаданиям советской службы безопасности. Однако, по его мнению, с демократическими обычаями эта неожиданная кадровая перестановка не имеет ничего общего. Иногда и коммунисты бывают правы.

Смены курса при новом правительстве не произойдет, поскольку российские премьер-министры особого влияния не имеют. Соответственно, продолжится и демонстрация силы во внешней политике. За нее и без того отвечал Путин. К прежним угрозам и недружественным жестам в отношении Запада могут лишь прибавиться новые, словно того, что уже прозвучало из Кремля, было мало. Например, заявление о возможном расторжении договора об ограничении обычных вооружений; угроза нацеливания ракет на Чехию и Польшу, поскольку эти страны намерены участвовать в американских планах по противоракетной обороне; испытание новой вакуумной бомбы или же возобновление патрулирования бомбардировщиков стратегической авиации.

Насколько Кремль готов поступиться своими отношениями с Западом, пока неясно. Так, несмотря на все угрозы, окончательного решения о расторжении договора об ограничении обычных вооружений Россия пока так и не приняла. И пока что американцы и русские продолжают переговоры о совместном использовании Габалинского радара в Азербайджане. Прежде чем доказать противоположное, необходимо учесть, что Россия очень заинтересована во вступлении в ВТО, что предполагает готовность к компромиссам. Да и угрозы Кремлю ни к чему. Ведь Путин и без того добился многого на внешнеполитической арене.

Что касается происходящего у ее порога, то есть в богатой сырьевыми ресурсами Средней Азии, то Москва может буквально спокойно отдыхать, по крайней мере, в отношении проблем, которые создает ей Запад. Деспотические режимы в большинстве стран этого региона, находящиеся в дружественных отношениях с Россией, укрепились. Российская паника по поводу 'цветных революций', которые могли бы оказать влияние на Россию, сменилась многообещающей политикой влияния. Расклад карт у американцев и западных европейцев здесь неважный, несмотря на то, что в соседнем Афганистане они делают работу за русских и за среднеазиатские государства.

На Южном Кавказе все идет по плану, во всяком случае, Грузия продолжает ощущать давление со стороны Москвы. На Балканах Россия располагает значительным потенциалом сопротивления западным планам в отношении Косово. Русским удается даже контролировать строптивого диктатора Белоруссии Лукашенко.

Да и вообще, резкий антизападный тон Москвы был также, или даже главным образом, рассчитан на внутреннее потребление. В декабре пройдут выборы в парламент, в марте - выборы президента. Идея, что Россия окружена недругами, и доля антиамериканизма входят в репертуар ловкого политика Путина также и на внутриполитической арене. Население восприимчиво ко всему этому. Многополярный мир и одновременное повышение роли России по сравнению с Америкой являются популярными темами.

Путин стремится к тому, чтобы и после его ухода с поста президента результаты и парадигма его политики не только не подверглись бы сомнению, но и остались в силе. Назначение Зубкова вполне вписывается в эту картину. В советское время Зубков научился подчиняться. Знания, накопленные им на посту главного финансового полицейского, а тем самым и потенциально компрометирующая информация, позволят ему заблокировать любые попытки бизнеса повлиять на политику. В этой связи важно предотвратить ревизию ситуации в сырьевом секторе. При Путине она была изменена в пользу государства и касты новых государственных олигархов.

Важная часть стратегии Путина в отношении перемен на вершине власти, в результате которых само соотношение сил меняться не должно, состоит в том, чтобы как можно дольше сохранять в своих руках бразды правления, в нужный момент объявить преемника и обеспечить ему передачу власти. Тот факт, что теперь кандидатом стал и Зубков, а круг возможных преемников сам Путин увеличил до полдюжины, означает, что сейчас никто из прежних фаворитов - ни Сергей Иванов, ни Дмитрий Медведев - не может чувствовать себя слишком уверенным. Это ведет к тому, что Путин продолжает сохранять за собой свободу действий и определяет повестку дня.

И хотя кремлевские астрологи утверждают, что Путин публично не определился с фаворитом в преемники, поскольку в его ближнем окружении нет единого мнения относительно какого-либо кандидата, правильность подобных предположений проверить невозможно. Правда, неожиданным решением относительно премьера на прошлой неделе Путин добился отсрочки. После победы в выборах прокремлевской партии 'Единая Россия', которую ей может обеспечить административный ресурс, все окажется намного проще. Так что даже нельзя исключить, что в конце концов, Путин получит от Запада похвалу за успешное руководство в вопросе с преемником: ведь стабильность прежде всего.

__________________________________________________

Владимир Великий? ("The Washington Post", США)

Президент Владимир Путин: стоит ли бояться бывшего агента КГБ? ("The Independent", Великобритания)