Российский премьер Виктор Зубков занял свой пост в одночасье неожиданным решеньем президента. Вместо политических дебатов парламентское большинство кротко подчинилось. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов заявил, что этот неожиданный маневр был осуществлен президентом Путиным с точностью, свойственной лишь спецзаданиям советской службы безопасности. Однако, по его мнению, с демократическими обычаями эта неожиданная кадровая перестановка не имеет ничего общего. Иногда и коммунисты бывают правы.
Смены курса при новом правительстве не произойдет, поскольку российские премьер-министры особого влияния не имеют. Соответственно, продолжится и демонстрация силы во внешней политике. За нее и без того отвечал Путин. К прежним угрозам и недружественным жестам в отношении Запада могут лишь прибавиться новые, словно того, что уже прозвучало из Кремля, было мало. Например, заявление о возможном расторжении договора об ограничении обычных вооружений; угроза нацеливания ракет на Чехию и Польшу, поскольку эти страны намерены участвовать в американских планах по противоракетной обороне; испытание новой вакуумной бомбы или же возобновление патрулирования бомбардировщиков стратегической авиации.
Насколько Кремль готов поступиться своими отношениями с Западом, пока неясно. Так, несмотря на все угрозы, окончательного решения о расторжении договора об ограничении обычных вооружений Россия пока так и не приняла. И пока что американцы и русские продолжают переговоры о совместном использовании Габалинского радара в Азербайджане. Прежде чем доказать противоположное, необходимо учесть, что Россия очень заинтересована во вступлении в ВТО, что предполагает готовность к компромиссам. Да и угрозы Кремлю ни к чему. Ведь Путин и без того добился многого на внешнеполитической арене.
Что касается происходящего у ее порога, то есть в богатой сырьевыми ресурсами Средней Азии, то Москва может буквально спокойно отдыхать, по крайней мере, в отношении проблем, которые создает ей Запад. Деспотические режимы в большинстве стран этого региона, находящиеся в дружественных отношениях с Россией, укрепились. Российская паника по поводу 'цветных революций', которые могли бы оказать влияние на Россию, сменилась многообещающей политикой влияния. Расклад карт у американцев и западных европейцев здесь неважный, несмотря на то, что в соседнем Афганистане они делают работу за русских и за среднеазиатские государства.
На Южном Кавказе все идет по плану, во всяком случае, Грузия продолжает ощущать давление со стороны Москвы. На Балканах Россия располагает значительным потенциалом сопротивления западным планам в отношении Косово. Русским удается даже контролировать строптивого диктатора Белоруссии Лукашенко.
Да и вообще, резкий антизападный тон Москвы был также, или даже главным образом, рассчитан на внутреннее потребление. В декабре пройдут выборы в парламент, в марте - выборы президента. Идея, что Россия окружена недругами, и доля антиамериканизма входят в репертуар ловкого политика Путина также и на внутриполитической арене. Население восприимчиво ко всему этому. Многополярный мир и одновременное повышение роли России по сравнению с Америкой являются популярными темами.
Путин стремится к тому, чтобы и после его ухода с поста президента результаты и парадигма его политики не только не подверглись бы сомнению, но и остались в силе. Назначение Зубкова вполне вписывается в эту картину. В советское время Зубков научился подчиняться. Знания, накопленные им на посту главного финансового полицейского, а тем самым и потенциально компрометирующая информация, позволят ему заблокировать любые попытки бизнеса повлиять на политику. В этой связи важно предотвратить ревизию ситуации в сырьевом секторе. При Путине она была изменена в пользу государства и касты новых государственных олигархов.
Важная часть стратегии Путина в отношении перемен на вершине власти, в результате которых само соотношение сил меняться не должно, состоит в том, чтобы как можно дольше сохранять в своих руках бразды правления, в нужный момент объявить преемника и обеспечить ему передачу власти. Тот факт, что теперь кандидатом стал и Зубков, а круг возможных преемников сам Путин увеличил до полдюжины, означает, что сейчас никто из прежних фаворитов - ни Сергей Иванов, ни Дмитрий Медведев - не может чувствовать себя слишком уверенным. Это ведет к тому, что Путин продолжает сохранять за собой свободу действий и определяет повестку дня.
И хотя кремлевские астрологи утверждают, что Путин публично не определился с фаворитом в преемники, поскольку в его ближнем окружении нет единого мнения относительно какого-либо кандидата, правильность подобных предположений проверить невозможно. Правда, неожиданным решением относительно премьера на прошлой неделе Путин добился отсрочки. После победы в выборах прокремлевской партии 'Единая Россия', которую ей может обеспечить административный ресурс, все окажется намного проще. Так что даже нельзя исключить, что в конце концов, Путин получит от Запада похвалу за успешное руководство в вопросе с преемником: ведь стабильность прежде всего.
__________________________________________________
Владимир Великий? ("The Washington Post", США)
Президент Владимир Путин: стоит ли бояться бывшего агента КГБ? ("The Independent", Великобритания)