Зависимость Америки от импортной нефти является главным элементом стратегической уязвимости нашей страны. Одна из составляющих в войне против нас 'Аль-Каиды' заключается во взвинчивании нефтяных цен в надежде на то, что это вызовет серьезный экономический спад и рост инфляции. Усама бен Ладен и прочие террористы из 'Аль-Каиды' много раз заявляли о необходимости 'проведения соответствующих операций' по нанесению ударов по объектам снабжения энергоресурсами на Ближнем Востоке и в других регионах для взвинчивания цен на нефть. Кроме того, хотя большая часть разведанных запасов сосредоточена в Персидском заливе, поставки нефти уже не являются надежно защищенными и безопасными ни в одной другой точке земного шара. В России и Венесуэле Владимир Путин и Уго Чавес (Hugo Chavez) сворачивают демократию и используют нефть и газ в качестве инструмента внешней политики. Поставки из Нигерии - а это наш пятый по объемам поставщик - находятся под постоянной угрозой внутренней междоусобной борьбы. Наличие нефти не гарантировано, а определение ее цены отдано на милость тем странам, которые не всегда разделяют наши ценности, и для которых наши интересы не являются главным приоритетом.
Мы не должны оставлять источник жизненной силы американской экономики в руках иностранных картелей, а также делать ставку в игре за будущее нашей страны на то сырье, которое находится на территории стран, где диктаторы подавляют свои народы, а террористы пользуются полной поддержкой властей. Террористы понимают, насколько сильно мы уязвимы. Немногим более года назад террорист-смертник попытался совершить теракт на крупном нефтеперерабатывающем предприятии в Саудовской Аравии, и был близок к достижению цели. Некоторые эксперты утверждали, что если бы взрыв удался, цены на нефть подскочили бы выше 150 долларов за баррель и удерживались на этом уровне довольно длительное время.
Поток нефти имеет очень много узких мест - это трубопроводы, нефтеперерабатывающие заводы, транзитные маршруты, терминалы. Большая их часть находится за пределами нашей юрисдикции и неподвластна нам. Наши враги понимают, насколько пагубным для Америки может оказаться любой значительный срыв поставок: нарушится работа транспортной системы, бензин окажется непозволительной роскошью для многих американцев, начнут закрываться коммерческие и промышленные предприятия. В то время как мы жертвуем жизнями своих людей и богатствами страны, часть наших нефтедолларов попадает в руки фанатиков, создающих бомбы, плетущих заговоры и наносящих удары по нашим военнослужащим и гражданским лицам. В 2005 году Иран заработал на продаже нефти более 45 миллиардов долларов, а ведь это государство-спонсор терроризма номер один.
Перекачивание американских денег на Ближний Восток помогает создавать условия, в которых террористы сохраняют возможность вести охоту за своими жертвами. Некоторые из самых богатых нефтяными ресурсами стран являются также самыми застойными и неподвижными обществами на нашей планете. Пока нефтедоллары текут к ним рекой, у этих режимов мало стимулов для обеспечения большей открытости своей политики и экономики; они не стремятся к тому, чтобы плодами природных богатств пользовались их народы. Примеру Ближнего Востока начинает следовать и наше полушарие. Венесуэльский лидер Уго Чавес использует доходы от продажи нефти для создания в своей стране диктатуры, для запугивания соседей и для унаследования роли Кастро - главного противника США в Латинской Америке.
Национальная безопасность зависит от безопасности энергетической. И мы не сможем обеспечить энергетическую безопасность, если по-прежнему будем так сильно зависеть от импорта нефти из стран Ближнего Востока, которые поддерживают террористов или в силу собственного невнимания и пристрастий способствуют их усилению, а также от воинствующих демагогов и потенциальных диктаторов из нашего полушария. Кроме того, к середине столетия в мире будет три с половиной миллиарда автомобилей - в четыре раза больше, чем сегодня. По мере роста мирового спроса на нефть будут расти и цены, усилится экономическая нестабильность и международная напряженность. Все эти непредсказуемые силы смогут серьезно повлиять на наше будущее, если мы им это позволим.
Став президентом, я этого не допущу.
Я претворю в жизнь энергетический план, который не будет очередной кормушкой и раздачей денег, не будет документом, обеспечивающим поголовную занятость лоббистов, очередным раундом налоговых льгот и прочих субсидий крупным нефтяным компаниям. В нем будет признана фундаментальная истина, состоящая в том, что наша проблема - это проблема автомобильного топлива. Он ликвидирует преобладание нефти в нашем транспортном секторе, точно так же, как тридцать лет назад мы отошли от использования нефти в производстве электроэнергии.
Выработка электроэнергии в Америке большей частью основана не на сжигании нефти, а существующая в стране система электроснабжения способна выдержать рост нагрузки в связи с использованием гибридных автомобилей. В предстоящие годы мы сможем увеличить генерирующие мощности и усилить их надежность. Увеличить мощности удастся благодаря ядерной энергетике, возобновляемым источникам и прочим не дающим выбросов в атмосферу формам производства энергии. Одновременно мы повысим качество воздуха и начнем реально решать проблему климатических изменений. Я буду способствовать созданию настоящего партнерства между производителями энергии и автомобилей для ускоренного развития технологий гибридного автомобильного транспорта.
Сэкономив деньги на снижении субсидирования ряда отраслей промышленности, которые могут выжить самостоятельно, мы создадим общенациональную систему, направленную на оптимизацию стоимости, ассортимента, размеров и веса электрических батарей для автомобилей. Пятьдесят процентов всех автомашин на дорогах в день проезжают по сорок километров и менее. Недорогие транспортные средства на батареях, удовлетворяющие потребности среднестатистического жителя пригорода, ездящего на работу в город, помогут нам в два раза сократить импорт нефти. Награду получит тот, кому удастся выполнить поставленную задачу - будь то министерство энергетики, какой-нибудь университет, корпорация или предприимчивый молодой изобретатель, работающий в гараже своих родителей .
Прорывы в области высокотехнологичных материалов могут также существенно повысить топливную экономичность в транспортном секторе. Мы сможем предложить различные варианты топлива и увеличить топливную экономичность нашего автомобильного транспорта, если будем изготавливать машины из высокотехнологичных материалов, которые повысят их прочность и безопасность. Мы уже сейчас занимаемся этим в авиакосмической отрасли, чтобы обойти наших зарубежных конкурентов.
Моторный спирт, изготавливаемый из кукурузы, сахара, проса и прочих видов сырья, а также топливные элементы, биодизельное топливо из отходов, природный газ и другие виды топлива - все это является многообещающей и готовой альтернативой нефти. Я против субсидирования каждой из этих альтернатив. Я против введения тарифов, которые сдерживают здоровую конкуренцию, стимулирующую инновации и снижение стоимости. Но я буду выступать за развитие инфраструктуры и рынка, необходимых для поддержания конкурентоспособности этих продуктов. И я дам потребителям возможность выбирать победителей. Я не знаю ни одного достойного американского предпринимателя, который предпочитает бороться за льготы, а не за объемы продаж.
Энергосбережение, обеспечить которое можно путем совершенствования технологий и формирования разумных привычек и поведения у себя дома, на работе и в автомобиле, также в значительной мере помогает решить проблему. И добиться этого мы можем прямо сейчас. Новые достижения еще больше повысят роль энергосбережения в решении стоящей проблемы. Усовершенствованные электролампы потребляют намного меньше электроэнергии. А применение 'умных' электроприборов и гибкой системы энергопользования поможет домовладельцам и компаниям снизить объемы потребления электричества.
Мы многое можем сделать для наращивания и диверсификации собственной нефтедобычи, обеспечивая при этом охрану окружающей среды. Для этого нам следует применять передовые технологии, включая те, которые позволяют использовать и утилизировать двуокись углерода, добывать нефть ниже уровня уже пробуренных скважин, а также реализовывать такие технологии, которые дают возможность добывать нефть, природный газ и сланцы экономичными способами с минимальным воздействием на окружающую среду.
Запасы угля в Соединенных Штатах превышают по своим объемам нефтяные резервы Саудовской Аравии. Мы нашли способ для снижения уровня загрязнения от кислотных дождей, возникающих при сжигании угля. Мы найдем и способы использования наших угольных запасов без чрезмерных выбросов парниковых газов.
Сегодня у нас в распоряжении имеется вид энергии, не дающий никаких выбросов в атмосферу и способный обеспечить электричеством миллионы новых домов и промышленных предприятий. Однако с момента строительства последней АЭС прошла четверть века. Барьеры на пути ядерной энергетики носят не технический, а политический характер. Мы позволили страхам тридцатилетней давности и бесконечной политической грызне по поводу хранения использованного топлива исключить возможность создания хотя бы одной новой атомной электростанции, производящей безопасную и чистую энергию. Франция 80 процентов своего электричества производит на атомных электростанциях. А мы почему этого не можем? Неужели Франция более безопасная, передовая и технически прогрессивная страна, чем Америка? Что, французские ученые и предприниматели способнее наших? Ответа на этот риторический вопрос мне не требуется. Я достаточно хорошо знаю свою страну.
Я хочу активизировать и поставить на постоянную основу систему налоговых скидок и кредитования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Я хочу тратить меньше денег на государственную бюрократию, а там, где частный сектор не решается делать шаги вперед, опасаясь регулирующих норм и правил, я хочу сформировать партнерства, необходимые для создания демонстрационных моделей многообещающих передовых технологий, относящихся, скажем, к современным АЭС, к газификации угля, к улавливанию и хранению углеродных выбросов, к возобновляемым источникам энергии. Сделать это я намерен для того, чтобы в максимальной степени использовать наши самые крупные ресурсы. Я выдвину в качестве общенациональной задачи разработку катализатора, способного расщеплять двуокись углерода на полезные химические элементы, создавая тем самым новые источники доходов и новые возможности.
Я также считаю, что укрепление нашей энергетической безопасности неразрывно связано с решением проблем глобального изменения климата. Я полагаю, что такие изменения являются реальностью и связаны с деятельностью человека, который увеличивает количество парниковых газов в атмосфере. Я выступаю против налогов на выбросы углерода и вместе с Джо Либерманом поддерживаю концепцию создания рыночной системы торговли квотами, чтобы обеспечить существование адекватных и максимально эффективных ограничений на выбросы парниковых газов. Я сделаю так, чтобы данная система превратилась в средство оптимальной диверсификации структуры энергетики. А это, в свою очередь, снизит зависимость нашей страны от импортной нефти и поставит Америку в первые ряды в вопросах разработки энергетических и экологических технологий, которые будут нужны миру на протяжении многих лет. Я сделаю так, чтобы все эти действия прошли ряд важных экзаменов и проверок, включая защиту потребителя и экономики, недопущение уклонения от выполнения своих обязанностей другими странами, продвижение разработок и внедрения передовых технологий, постановку во главу угла приоритетных интересов страны в сфере экономики, охраны окружающей среды и национальной безопасности.
Америке приходится конкурировать в глобальной экономике, где инновации и предпринимательство являются основой процветания. Конкуренция эта жесткая, а ставки очень высоки. У нас есть возможность использовать технологическое превосходство Америки для завоевания экспортных рынков передовых энергетических технологий, для получения капиталовложений и рабочих мест, неотделимых от инвестиций. Наши новаторы, рационализаторы, ученые, предприниматели и рабочие имеют достаточные знания, ресурсы и стимулы, чтобы возглавить движение к обеспечению энергетической безопасности, как мы это делали во многих других передовых направлениях, менявших мир. В этой гонке всегда побеждал самый быстрый, и Америка должна стать первой на рынке со своими инновациями, которые обеспечивали бы растущие потребности человечества в энергии и экологии.
Отвечать на новые сложные вызовы Америке не в новинку. Мы это уже делали и делаем. Мы создали ракеты, доставившие нас на Луну - не потому что это было просто, а потому что это было сложно. Мы отправляли космические зонды в отдаленные уголки Вселенной. Мы укротили ядерную энергию, описали геном человека, создали Интернет, выступили первопроходцами в области интегральных схем и сконцентрировали вычислительные возможности космического корабля 'Аполлон' в еле заметном кремниевом кристалле. Если мы смогли сделать все это, мы, конечно же, сумеем решить нашу проблему зависимости от нефти, укрепив тем самым собственную безопасность.
Джон Маккейн - сенатор от штата Аризона. В настоящее время он борется за выдвижение в качестве кандидата на президентский пост от республиканцев.
___________________________________________________________
Игра на угадывание в европейской энергетике ("The International Herald Tribune", США)
Небогатый выбор ("The Weekly Standard", США)