Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Иран и польский вопрос

Американцы считают страны Центральной Европы пешками

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Стремление США заручиться поддержкой России для усиления давления на Иран начинает приносить плоды. Однако их результатом является не лишение Тегерана возможности стать обладателем ядерного оружия, а растущий соблазн для Москвы ставить новые требования...

Стремление США заручиться поддержкой России для усиления давления на Иран начинает приносить плоды. Однако их результатом является не лишение Тегерана возможности стать обладателем ядерного оружия, а растущий соблазн для Москвы ставить новые требования.

По-видимому, новый раунд финансовых санкций, введенных недавно США против Ирана - а также все более частые разговоры о силовом решении проблемы - только усиливают решимость Ирана продолжать работу над ядерной программой. Фатальная ситуация в Ираке, усугубленная возможностью турецкой интервенции в Курдистан, хрупкая стабилизация в Афганистане, зависящая также от происходящего в соседнем Пакистане, где введено чрезвычайное положение - все это позволяет Ирану отыгрываться на США и их союзниках. Последствия возможных атак на [атомные] объекты были бы сегодня большей проблемой для бомбардирующих, чем для бомбардируемых. Тем более, что для большинства государств, ведущих операцию в Ираке и Афганистане, сегодня важнее всего перспектива окончания этих миссий.

Новая игра Кремля

Обретение поддержки России в деле изоляции Ирана и склонение ее к прекращению сотрудничества по строительству иранской АЭС в Бушере представляется не только самым лучшим, но и единственно разумным решением. Россия осознает это и играет жестко.

Еще пару месяцев назад казалось, что для нее самое главное - позиция в регионе и контракты на строительство атомных электростанций. Но видимая сегодня невооруженным взглядов слабость американской дипломатии - действующей в цейтноте, вовлеченной в непродуманные акции на нескольких фронтах и находящейся под обстрелом со стороны собственного общественного мнения - ведет к тому, что Россия начинает играть Ираном за гораздо более высокую ставку. Как откровенно признал председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов: 'Мы намерены пересмотреть существующую систему международной безопасности, доставшуюся нам со времен 'холодной войны'.

Кремль имеет все шансы на достижение этой цели. У него есть время, свобода маневра, и он уже не зависит от финансовой помощи Запада, которая еще в девяностые годы была орудием давления на Россию. Не беспокоят Москву и растущие цены на нефть и газ. Все это значительно усиливает самоуверенность Кремля, выражением чего служит новая-старая доктрина, опирающаяся на идею обеспечения безопасности мира новым концертом держав. Она была изложена в ходе лекции Сергея Лаврова в российской Дипломатической академии.

Однако успехи Кремля связаны не с форсированием его собственных планов, а с умелым использованием ошибок и слабостей противников. Успеха он добился, в частности, в том, что перевернул с ног на голову взаимосвязь между иранской проблемой и созданием европейской части противоракетного щита и поставил США перед выбором: сотрудничество с Россией в 'умиротворении' Тегерана или собственная надежность в качестве гаранта стратегической стабильности Европы.

Щиту - 'да', но помедленнее

Щит призван гарантировать США безопасность в случае атаки со стороны Ирана, имеющего возможность переносить атомные боезаряды на большое расстояние. Россия выступила против размещения пусковой установки ракет-перехватчиков в Польше и радара в Чехии, сочтя это шагом, угрожающим ее безопасности. На прошлой неделе Государственная Дума приняла закон о введении моратория на исполнение Договора об ограничении обычных вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ), а также пригрозил[а] выходом из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). Оба заявления были встречены НАТО с умеренной обеспокоенностью. Что такого, если Россия приостановит выполнение ДОВСЕ, который она и так не соблюдает, или выйдет из договоренностей о разоружении, подписанных в последние годы 'холодной войны', не имея средств на новую гонку вооружений? Но хотя причин для паники нет, стоит помнить о старом принципе, действовавшем в годы 'холодной войны': вооружение и разоружение были орудиями достижения стратегических целей, а не спором о том, кто кого и сколько раз может уничтожить. Поэтому, пугая пересмотром договоров о разоружении, Россия, по сути, предлагает США то, что может вызвать кризис в НАТО и отношениях Вашингтона с несколькими европейскими столицами.

Предложение Москвы просто: если американцы откажутся от щита, то смогут рассчитывать на поддержку по вопросу введения санкций против Ирана или отказ России от сотрудничества по строительству иранской АЭС. Предложение честное - разумеется, если обе стороны определят условия, выполнение которых означало бы окончание иранской атомной программы. Однако оно не изменит того факта, что снижение или повышение иранской угрозы - это процесс, требующий времени. А это означает, что США будут стараться осуществить проект щита, лишь оттягивая тот момент, когда он станет боеспособным. На это намекал министр обороны США Роберт Гейтс во время последнего визита в Прагу.

В пользу продолжения программы независимо от прогресса на переговорах с Ираном говорят и другие факторы. Сегодня щит является элементом внутренней политики США, входящей в горячую фазу кампании накануне президентских выборов, которые состоятся в следующем году. Отказ от него был бы для администрации голом в собственные ворота и признанием того, что иранская угроза не так насущна, как утверждалось до сих пор.

Двухколейность американской стратегии на руку России, потому что облегчает подобную же двухколейность в политике Москвы в отношении Ирана и Европы. На июньской конференции участников ДОВСЕ в Вене заместитель государственного секретаря США по европейским делам Дэн Фрид заявил, что 'для США гораздо важнее сотрудничество с Россией по иранскому вопросу, чем конфронтация с Россией по вопросу противоракетной обороны или количества самолетов'.

Слабость Запада

Это утверждение - разумное с точки зрения США - неприемлемо для ряда союзников США в Европе. Не потому, что они против сотрудничества с Россией с целью принуждения Тегерана отказаться от работ над атомом, а потому что такая постановка вопроса указывает России поле потенциального компромисса: пересмотра договоров о разоружении и нейтрализации стратегических последствий размещения щита в Польше и Чехии. Говоря напрямик, ценой за щит и Иран может стать отсутствие 'добавленной стоимости', на которую так рассчитывают в Польше, при одновременном ослаблении инициатив за разоружение в Европе.

Разумеется, такой негативный сценарий осуществится только в том случае, если американцы на него согласятся. Это маловероятно, но - в свете различных решений последних полутора десятков лет - не невозможно.

Ведь там, где в игру входят интересы национальной безопасности США, близорукость не раз брала верх над долгосрочной перспективой. Вспомните 'chicken Kiev speech" Джорджа Буша-старшего в 1991 г., в которой он говорил украинцам об опасности соблазна выхода из СССР (тезисы к выступлению подготовила нынешняя государственный секретарь Кондолиза Райс). Или встречу Клинтона с Ельциным в Хельсинки в 1997 г., которая проложила дорогу расширению НАТО на Польшу, Чехию и Венгрию, ослабив при этом военно-стратегический характер этого процесса (чтобы не погубить шансы российской демократии).

Беспокойство союзников - которые в такой философии сотрудничества с Россией видят причины углубления трещины между безопасностью США и Европы - как правило, заполнялось толстым слоем риторики и деклараций о солидарности как основе евроатлантических отношений.

Сегодня слабость Запада как политического сообщества слишком очевидна, а ставка слишком высока, чтобы рассчитывать на столь же легкие и быстрые решения. Нужна рефлексия над причинами неэффективности стратегии США и их союзников перед лицом вызовов мировой безопасности. Явно недостает слаженности, которая придала бы общий смысл и цель всем действиям в отношении Ирана, Ирака, конфликта на Ближнем Востоке, щита и перемен в России и Китае. Несмотря на всю банальность утверждения о том, что современная политика - это система сообщающихся сосудов, ЕС, НАТО и США этого словно не видят.

Вместе - так вместе

Поскольку проблема Ирана и десяти пусковых установок в Польше (плюс радара в Чехии) уже вызвали дискуссии, выходящие далеко за рамки своих первоначальных целей, то, может, стоит сделать следующий шаг и взглянуть на отношения НАТО с Россией комплексно, так, чтобы возможный компромисс касался не только Вашингтона и Москвы, но и совокупности отношений России с Западом.

Компромисс мог бы, в частности, заключаться в пересмотре политики России в отношении Ирана, отказа США и союзников от планов строительства европейской части щита при одновременном сокращении военного присутствия России в Калининграде, а также в Белоруссии, Приднестровье, Абхазии и Осетии - сокращении значительном и на постоянной основе.

Возможно, это предложение слишком амбициозно. Однако оно напоминает о принципе, опираясь на который должны действовать союзники: если сотрудничаем, то все со всеми, а если идем в сторону конфронтации, то солидарно испытываем на себе ее последствия. Нарушение этого правила - это приглашение противникам пользоваться расколами.

____________________________________

Война с Ираном обернется войной с Россией ("Asia Times", Гонконг)

Решающий момент по 'иранскому вопросу' наступит весной ("The International Herald Tribune", США)