Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пример недоверия собственному народу

Пример недоверия собственному народу picture
Пример недоверия собственному народу picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Самая горькая правда об этих выборах заключается в том, что "Единая Россия" могла бы выиграть их и сама, не прибегая к помощи силовых и откровенно запрещенных приемов. Но здесь руководители, как слишком часто они делали это в истории России, снова испугались собственного народа

В предварительных результатах вчерашних выборов в нижнюю палату российского парламента, Думу, было нечто практически для всех, чье мнение терпят в Кремле - и практически ничего для всех остальных.

В актив "Единой России", партии, которую номинально возглавляет Путин, записано подавляющее большинство голосов - слава богу, что не 90 процентов, которые правящая партия получала в советские времена. Судя по опросам на выходе из участков, она должна получить что-то около 60 процентов. Кроме нее, электоральный барьер в семь процентов преодолеют, скорее всего, коммунисты, крайне правая партия Владимира Жириновского, а также, может быть, 'Справедливая Россия', новая 'карманная' партия Кремля. Реформистским партиям - 'Яблоку' и СПС - достались жалкие цифры, которые ниже даже тех, что были четыре года назад.

Если считать, что эти выборы есть выборы в Думу и ничего больше, то получается, что новая российская Дума будет во многом похожа на старую. Тем не менее, в нее вольется 'Справедливая Россия' - несколько более националистическая и несколько более консервативная версия "Единой", но в любом случае, если в парламенте появится еще одна партия, то "Единой России" достанется меньше мест и, соответственно, ее превосходство будет не таким подавляющим. Кроме того, новая Дума сделает очередной шаг в сторону от западнического реформизма: свое представительство увеличили разве что коммунисты, хотя и ненамного. Что же касается реформистов, то им теперь придется думать об объединении гораздо крепче, чем четыре года назад, когда они этого так и не сделали.

Однако эти выборы не есть просто выборы в Думу - во всяком случае, не только выборы в Думу. Во-первых, на кону стоит нечто гораздо более важное, чем просто распределение мест в нижней палате парламента. После того, как с "Единой Россией" однозначно идентифицировал себя Путин, выборы фактически превратились в референдум о доверии ему после почти восьми лет его пребывания во власти. Что ж, он получил одобрение, которого столь старательно добивался - но не более. Будет ли он использовать думское большинство "Единой России" для того, чтобы каким-нибудь образом остаться на третий срок - вопрос пока открытый, и пока он не решится, открытым останется вопрос не только о будущем пути развития России, но и о жизнеспособности ее институтов.

Другая причина, по которой эти выборы нельзя считать просто выборами - господство Кремля во всех каналах массовых коммуникаций и сомнительные методы, которыми 'выбивались' голоса для "Единой России". Еще более темную тень на это голосование бросает отсутствие наблюдателей ОБСЕ (хотя другие иностранные наблюдатели на выборах присутствовали). Разгневанные лидеры оппозиции уже вчера вечером заявили, что будут оспаривать результаты выборов в суде.

Самая же горькая правда об этих выборах заключается в том, что "Единая Россия" могла бы выиграть их и сама, не прибегая к помощи силовых и откровенно запрещенных приемов. Но здесь руководители, как слишком часто они делали это в истории России, снова испугались собственного народа. При такой стабильности и материальном благополучии (а оба эти показателя сегодня выше, чем четыре года назад) людям нужно было дать возможность проголосовать если не сердцем - потому что есть такие, чье сердце не принимает того, что происходит сегодня в России - то хотя бы кошельком.

_________________________________________

Консультировать-наблюдать-вздрогнуть-забыть, или Почему некоторые западные наблюдатели поехали в Россию ("The Economist", Великобритания)

Путинские 'шакалы' ("The Wall Street Journal", США)

У российской тоталитарной демократии много общего с республиканской Францией при Робеспьере ("The New York Sun", США)