Операция 'плебисцит' завершилась успехом. Народ действительно массово пошел на выборы, и по всей земле разнеслась весть о популярности Владимира Путина, который накануне президентских выборов, которые состоятся 2 марта будущего года, обеспечил себе сохранение власти, пусть даже конституция и не позволяет ему баллотироваться на третий срок подряд. Единственное неизвестное в этой дорогой сердцу Кремля 'суверенной демократии', которую некоторые россияне насмешливо называют 'демократией суверена', является чисто формальным вопросом, хотя он и находится в центре всевозможных домыслов: какой 'костюм' наденет нынешний президент, чтобы сохранить власть?
Но самый важный вопрос как для России, так и для ее партнеров совсем другой. Каким образом Путин III, попав на орбиту, будет использовать возрождающееся могущество страны? Отношения политического класса и деловых кругов в последние годы настолько сильно изменили российский пейзаж, что данный вопрос совершенно оправдан. Во внутриполитическом плане вчерашние выборы являются признаком слабости, но также и доказательством силы. Растущая концентрация политической и экономической власти вызывает чувство осторожного фатализма среди населения, обрадованного улучшением условий жизни и гордого тем, что Россия снова обрела вес на международной арене.
Так, черт побери, почему нужно до такой степени бояться демократических правил игры? Возможно для того, чтобы усилить контроль над будущим развитием страны, ведь всем известно, что за спиной хозяина Кремля бушует борьба за влияние? Сначала шанс, полученный благодаря росту цен на нефть, не был упущен, и для защиты от нефтяного контрудара был создан стабилизационный фонд. Но лицо, отвечавшее за него, по неясным причинам недавно было арестовано, инвестиции, необходимые для длительного экономического роста, запаздывают. Государственные холдинги развиваются быстрее, чем частный сектор. Последние четыре года наблюдается стагнация реформ. До сих пор наблюдается вопиющее неравенство между бедными слоями населения, где все еще в чести бартерные отношения, и динамично развивающимся средним классом, который питает новообретенную потребительскую булимию.
Общеизвестно, что нужно время, чтобы окончательно покончить с коммунистическим прошлым и преодолеть последствия распада СССР. Но риск роста автократических и мафиозных тенденций все еще присутствует, его с трудом маскирует впечатляющие запасы природных ресурсов, а также промышленные и научные традиции.
Такое же шизофреническое метание между демонстрацией мускулов и сотрудничеством наблюдается и на геополитическом фронте. Отношения с Евросоюзом и Соединенными Штатами являются каждодневным тому подтверждением. О чем бы ни шла речь - переговорах о новых партнерских отношениях или крайне важных проблемах, как, например, ядерная программа Ирана или независимость Косово. На чью сторону склонятся весы: тьмы или света?
Россия - слишком большая страна, в полном смысле этого слова - историческом, политическом, культурном - чтобы наплевательски относиться к своему будущему и исключать для себя возможность демократического развития. Правда, будущее этого пробуждающегося гиганта зависит не столько от путинской системы, сколько от грядущих поколений. Которые будут знать и уважать правила международной игры.
___________________________________________
Голосовать против Путина - выбирать дряхлеющее государство и полупустую потребительскую корзину ("Le Temps", Швейцария)
Госперевороты в форме плебисцитов ("Courrier International", Франция)