Объявленная Россией отмена крупной выставки шедевров французских и русских художников стала тяжелым ударом не только для Королевской академии искусств, но и для всех тех, кто надеялся, что ухудшение отношений между Лондоном и Москвой в области политики не скажется на других сферах сотрудничества. Российское государственное агентство по охране культуры, последние несколько недель все активнее демонстрировавшее подозрительность, наконец, заявило, что запрещает отправлять картины в Лондон, так как Британия не смогла предоставить необходимых гарантий того, что они не будут конфискованы по суду. Неоднократные уверения британского правительства, что выставка будет защищена от любых исков со стороны наследников тех, кому картины принадлежали до национализации большевиками, не были приняты во внимание.
Безусловно, необходимость в юридических гарантиях существует. Пять лет назад швейцарский судья наложил по иску обиженного на Россию бизнесмена временный арест на 55 привезенных в Швейцарию картин из Пушкинского музея. Угрозы конфисковать музейные экспонаты звучали и в Америке: потомки эмигрантов увидели в этом шанс получить компенсацию за утраченное имущество в 1917 году. Британия - одна из немногих европейских стран, в которых отсутствует законодательство, гарантирующее неприкосновенность выставок, хотя соответствующий акт сейчас находится на рассмотрении парламента. Министр культуры Джеймс Парнелл (James Purnell) заявил вчера, что процесс его принятия будет ускорен, чтобы обеспечить защиту картинам до открытия выставки.
Однако Москва, по-видимому, настроена на скандал. Подозрительно уже то, когда было принято решение о запрещении отправки картин. Выставка в Королевской академии была запланирована еще два года назад. Отказ же был получен в тот момент, когда отмена выставки должна была причинить максимум осложнений и серьезные финансовые потери: вступления к каталогу попросили написать президента Путина и Гордона Брауна (Gordon Brown), рекламная кампания набирала все большие обороты.
За российским высокомерием скрывается политическая подоплека. Чуть больше недели назад правительство России распорядилось закрыть все отделения Британского совета за пределами Москвы. От последствий этого решения пострадают тысячи россиян, изучающих английский, берущих английские книги и фильмы в библиотеках Совета, желающих больше знать о британской культуре и жизни англичан. Это отбрасывает Россию на 40 лет назад, во времена, когда Британский совет только посылал первых преподавателей в советскую провинцию, и наносит удар по одному из базовых принципов Хельсинского соглашения, еще сильнее укрепившемуся благодаря падению коммунизма: важности взаимодействия на уровне отдельных людей. Серьезное беспокойство вызывает и явная связь этого решения с делом Литвиненко. Речь идет о возврате к внешней политике в советском стиле, предполагавшей невозможность раздельного обсуждения различных вопросов. В основе этого решения лежит мелочная злоба. Принимая его, г-н Путин, возможно, руководствовался как своей лояльностью к российским спецслужбам, обвиняемым в причастности к убийству Литвиненко, так и желанием поиграть мускулами.
Культурная война, развязанная Россией, пахнет национализмом и ксенофобией, всегда присутствовавшими как в советской, так и в российской политике. Конфликты в сфере бизнеса понять проще: давление на крупных инвесторов, таких как Shell и BP выглядит неприглядно, но в основном указывает на желание получить максимум преимуществ от доминирующего положения России в энергетической сфере. От Косово до Ирана Москве и Лондону есть, над чем работать вместе. Однако отказ поддерживать культурные связи, чрезвычайно важные для большинства образованных россиян - явление столь же печальное, сколь и зловещее в плане перспективы будущих взаимоотношений.
____________________________________________________
Как выставка приобрела политическое значение ("The Guardian", Великобритания)