Поезжайте на юг от Киева по лесной автомагистрали Р-12, и вы увидите, пожалуй, самые наглядные символы процветающей на Украине коррупции: большое скопление шикарных поместий, раскинувшихся в зеленом столичном предместье Конча-Заспа. Многие из этих домов, стоящих десятки миллионов долларов, принадлежат высокопоставленным государственным чиновникам, имеющим весьма скромную зарплату. Любопытные журналисты собрали доказательства того, что часть из этих особняков была приобретена на нетрудовые доходы. Это заставило президента Виктора Ющенко потребовать в августе, чтобы государственные служащие объяснили, каким образом они стали обладателями таких роскошных жилищ. Но в тот момент во главе правительства все еще находились его политические оппоненты из Партии регионов, и они ответили на призыв президента дать отчет холодным молчанием.
Однако проблема взяточничества на Украине появилась отнюдь не вчера. Массовая коррупция во времена правления Леонида Кучмы помогла разжечь в 2004 году 'оранжевую революцию'. Недовольство общества и широкомасштабный подкуп избирателей вкупе с фальсификацией выборов привели к власти Ющенко и его сторонников, которые пообещали очистить Украину от грязи. Но внутренняя политическая борьба в сентябре 2005 года вызвала крах оранжевого правительства премьер-министра Юлии Тимошенко и помешала добиться реального успеха в борьбе с коррупцией.
Теперь, когда украинские оранжевые реформаторы во вторник вновь избрали ее главой правительства, у Тимошенко появляется второй шанс. Если команда Ющенко-Тимошенко вновь проявит несостоятельность, то власть оранжевой коалиции крайне ослабнет. Но еще важнее другое. Коррупция может подорвать нынешний экономический рост Украины и даже стать угрозой для ее национальной безопасности.
Глобальный индекс коррупции, составляемый организацией Transparency International, ставит Украину на 118-е место в ряду из 180 государств. Исследование, проведенное недавно Всемирным банком по вопросам коррупции и добросовестного государственного управления, показывает, что после 'оранжевой революции' страна опустилась в данном списке еще ниже, и теперь у нее репутация в этом плане хуже, чем у 75 процентов исследованных государств.
Практически все сферы украинского государства, бизнеса и гражданского общества поражены всепроникающей коррупцией. Взятки и вымогательство стали повседневным явлением в украинской судебной системе, где судей назначают не по их личным достоинствам, а по протекции. В судах Украины доказательства и вещественные улики часто 'пропадают', а за деньги можно получить почти любое требуемое судебное решение.
В деле об убийстве в 2000 году журналиста и беспощадного борца с коррупцией Георгия Гонгадзе милиция уничтожила все относящиеся к нему улики и доказательства, в том числе и те, которые говорили о причастности к убийству милицейского подразделения, ведшего слежку за репортером. В 2004 году судья без долгих рассуждений закрыл дело против генерала милиции, который приказал уничтожить эти улики. Свободная пресса и Международный союз журналистов осудили эти действия, назвав их 'укрывательством'.
Коррупция широко распространена и среди политиков. Предполагаемый подкуп голосов депутатов, которые могут безнаказанно прятаться за своим мощным иммунитетом от преследования, предоставляемым им законом, стал одной из причин того политического паралича, который преследует страну на протяжении двух последних лет.
Коррупция имеет также серьезные последствия для национальной безопасности Украины, поскольку в значительной степени система подкупа сосредоточилась в энергетическом секторе. Украинские аналитики и авторы журналистских расследований утверждают, что масштабное взяточничество стало главной причиной постоянной зависимости Украины от российского газа. По словам экспертов, коррупция сводит на нет и ослабляет все усилия Украины наладить разведку внутренних месторождений энергоресурсов и осуществить диверсификацию источников энергии. В результате Украина оказывается уязвимой для авторитарного давления России. Эти взгляды разделяют и западные официальные представители. Среди них заместитель помощника госсекретаря США Дэвид Крамер (David Kramer), который во время выступления в этом месяце в Гарвардском университете призвал Украину избавиться от 'посреднических компаний', которые, по его словам, 'процветают на непрозрачных схемах... плодятся в коррумпированной среде... и не приносят никакой пользы'. Он особо отметил зарегистрированную в Швейцарии компанию 'РосУкрЭнерго', которая играет главную роль в импорте газа на Украину.
Воссоединенный тандем Ющенко-Тимошенко в первые 100 дней работы нового правительства должен предпринять целый ряд крайне важных шагов:
- Укрепить слабое и во многом противоречивое антикоррупционное законодательство, обновить этические нормы государства, которые сегодня либо страдают двусмысленностью, либо полностью отсутствуют.
- Создать новый корпус судей, в который должны войти люди, незапятнанные грязью коррупции.
- Создать независимое общенациональное бюро расследований для разоблачения и искоренения крупномасштабной коррупции.
- Ликвидировать или уменьшить депутатскую неприкосновенность, которой законодатели пользуются для ухода от судебного преследования.
- Усилить прозрачность, обязав высокопоставленных государственных руководителей и политиков публиковать ежегодные декларации о своих доходах и собственности.
Антикоррупционные кампании не должны превращаться в инструменты политической мести. Так, прокуратура не может концентрироваться только на деятельности представителей оппозиции. Она должна действовать по всему политическому спектру, выдвигая обвинения против тех чиновников, на которых укажут улики.
Но в одиночку Украина вряд ли победит в этой битве. Соединенные Штаты Америки и Евросоюз должны усилить свою помощь и содействие Украине в решении этой сложной проблемы. Им следует незамедлительно направить в Киев группы советников по борьбе с коррупцией для работы с новым правительством. Если это будет сделано, надежды и чаяния 'оранжевой революции' оправдаются, и будет внесен важный вклад в дело становления зрелой и процветающей демократии.
Адриан Каратницкий - старший научный сотрудник Атлантического совета США (Atlantic Council of the US) и президент неправительственной организации 'Оранжевый круг' (Orange Circle). Ян Нетце - координатор из Германского фонда Маршалла США (German Marshall Fund of the U.S). Они являются авторами нового доклада Атлантического совета 'Коррупция, демократия и инвестиции на Украине'.
_____________________________________________________________
Возвращение оранжевой принцессы ("The Economist", Великобритания)
Новая 'оранжевая' коалиция на Украине ("The Financial Times", Великобритания)