Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Убийство Беназир Бхутто нанесло удар по стабильности Пакистана

Смерть Бхутто оставляет прореху в национальной политике и увеличивает вероятность окончательного распада страны

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Произошедшее в четверг убийство Беназир Бхутто, дважды возглавлявшей правительство Пакистана и триумфально вернувшейся из изгнания для участия в назначенных на следующий месяц выборах - катастрофа для этой страны, и без того стоящей на грани краха

Произошедшее в четверг убийство Беназир Бхутто (Benazir Bhutto), дважды возглавлявшей правительство Пакистана и триумфально вернувшейся из изгнания для участия в назначенных на следующий месяц выборах - катастрофа для этой страны, и без того стоящей на грани краха.

Дело не в том, подходила ли г-же Бхутто, придуманная ей для себя роль спасительницы Пакистана и вождя демократической реставрации. Собственно, вся ее стратегия сводилась к попыткам заключить сделку с генералом Первезом Мушаррафом (Pervez Musharraf), объединить с ним силы и осуществить управляемый переход от военной диктатуры к режиму, при котором генерал оставался бы президентом, а его соратники сохранили бы контроль над армией, - и добиться снятия с себя обвинений в коррупции, бросавших тень на ее политическую карьеру.

Но ее страшная смерть оставляет прореху в национальной политике и увеличивает вероятность окончательного распада страны, и без того уже распадающейся после десятков лет неудачного правления военных и штатских.

Режим генерала Мушаррафа, Народная партия Пакистана г-жи Бхутто и Мусульманская лига Пакистана Наваза Шарифа (Nawaz Sharif) - еще одного свергнутого премьер-министра - сейчас должны отложить в сторону соображения личной выгоды и совместно выступить против грозящей стране опасности. Однако оснований полагать, что они так поступят, практически нет. Помимо всего прочего, удаление из расклада г-жи Бхутто лишает администрацию Буша рычагов влияния на ситуацию.

Вашингтон ставил на генерала Мушаррафа, сделав его своим ключевым активом в 'войне с терроризмом'. Это и заставляло американцев настаивать на альянсе между генералом и г-жой Бхутто. Подобная стратегия была крайне недальновидной. Вместо того, чтобы поддержать демократическое возрождение гражданского общества, проявления которого можно было заметить в проходивших в этом году протестах адвокатов против режима и в возрождении местной прессы, США решили использовать г-жу Бхутто как демократическое прикрытие, расширив тем самым и без того немаленький круг ее врагов.

В октябре, когда она возвращалась в страну, в Карачи ее кортеж был атакован террористами-смертниками. Возможно, за этим покушением стояли джихадисты, этим летом выступившие против генерала Мушаррафа.

Смерть г-жи Бхутто в Равалпинде, городе, в котором в 1979 году был повешен предыдущей военной диктатурой ее отец - покойный премьер-министр Зульфикар Али Бхутто (Zulfikar Ali Bhutto), завершает кровавую и причудливую историю этой политической династии. До этого погибли двое братьев г-жи Бхутто. Один из них был застрелен, другой найден мертвым во Франции при неясных обстоятельствах.

Г-жа Бхутто выглядела крайне современно и привлекательно: молодая, элегантная женщина в обществе, управляемом мужчинами, учившаяся в Оксфорде и Гарварде, свободно владеющая политическим языком западных столиц. Однако она умела быть жесткой и безжалостной - в Южной Азии политика не для мягкосердечных - и НПП при ней была больше похожа на феодальную иерархию, чем на политическую партию.

Оба периода ее правления в 1980-е и в 1990-е были отмечены коррупцией и некомпетентностью (в точности, как и правление г-на Шарифа), а также готовностью к компромиссам с генералами и исламистами. Однако, как бы ни было плохо гражданское правление, генерал Мушарраф, вытеснив на обочину правящие НПП и МЛП, отдал власть не только военным, но и связанным с мафией политикам и радикальным исламистам, благодаря чему Пакистан еще сильнее погряз в трясине.

Над ним нависла угроза распада, на территории мятежных племен находит прибежище Аль-Каида, в Северо-Западной пограничной провинции растет и стремительно талибанизируется пуштунский национализм, националисты восстают в Белуджистане, снова разгорелись этнорелигиозные конфликты в Синде - вотчине г-жи Бхутто, а джихадисты открыто бросают вызов государству, ослабевшему за время правления генерала Мушаррафа.

Генерал безусловно сочтет эти кровавые события свидетельством своей незаменимости. Г-н Шариф станет неоспоримым главой оппозиции. Обезглавленная НПП отступит для перегруппировки.

Однако перегруппировка необходима всем лидерам Пакистана, им следует обеспечить национальное согласие и победить экстремизм, восстановив легитимность управления и надежность государственных институтов. Это должно стать целью выборов 8 января - даже если они будут отложены - так как задача, стоящая сейчас перед Пакистаном - не больше не меньше, чем заново начать процесс формирования нации.

______________________________________________

Кошмарный сценарий ("The Times", Великобритания)

Мир в ужасе от убийства Беназир Бхутто ("The Times", Великобритания)

Беназир Бхутто: "Я следующая цель Бен-Ладена" ("El Pais", Испания)