Борьба за контроль над богатствами Арктики превращает друзей во врагов: северные страны начали готовиться к новой 'холодной войне' за нефть.
В августе, спустя всего несколько дней после того, как российская подводная лодка установила флаг на морское дно в точке Северного полюса, премьер-министр Канады Стивен Харпер (Stephen Harper) объявил в ходе визита в находящийся в 372 милях от Северного полюса эскимосский поселок Резольют о планируемом строительстве новых военных баз на Северо-Западных территориях Канады. Одновременно с этим агрессивным шагом Дания запустила проект по исследованию морского дна в Арктике.
Зловеще совпавшее с таянием арктических льдов подорожание энергоносителей заставляет страны Севера вновь вспомнить о давно забытом регионе и поднять неразрешенные вопросы о разграничении территориальных вод.
Российская выходка с флагом и планы г-на Харпера по оснащению канадского флота новыми ледоколами и отправке в арктический регион 1000 солдат можно считать первыми выстрелами нового конфликта.
Канада находилась на переднем фланге противостояния США и СССР - на ее территории размещались арктические станции раннего предупреждения о советских ракетах, однако в новом конфликте похоже будет несколько линий фронта, и одна из них проляжет между Канадой и ее соседом и союзником - Соединенными Штатами.
Канада предъявляет права на Северо-Западный проход, морской путь из Северной Атлантики в Тихий океан, пролегающий через Канадский Арктический архипелаг. Однако США настаивает на придании ему международного статуса и отвергает претензии соседа.
Тем временем, Россия ведет переговоры с Норвегией о разделе Баренцева моря - богатого газом региона, в котором находится разрабатываемое 'Газпромом' Штокмановское месторождение, а Канада спорит с Данией о принадлежности острова Ганса, маленького необитаемого куска скалы, расположенного между Гренландией и островом Эллесмер. Обе страны настаивают на своих правах, причем, разумеется, истинным предметом спора являются минеральные ресурсы, предположительно лежащие под слоем бесплодной почвы.
Арктика - последний нефтяной фронтир, однако мнения о потенциальном объеме ее ресурсов расходятся.
По оценкам American geological survey в Арктике находится четверть неразведанных мировых запасов нефти и газа, однако консалтинговая фирма Wood Mackenzie в своем последнем отчете, предполагает, что, скорее, речь идет об одной пятой.
Всего разведанные запасы, согласно тому же отчету Wood Mackenzie, составляют 233 миллиардов баррелей, а неразведанные - 166 миллиардов. 69% разведанных запасов составляет российский газ.
Минимальная оценка стоимости добычи - 1 триллион долларов (505 миллиардов фунтов), что означает лакомый кусок для инвесторов. Нервозность обстановки дополнительно повышает всеобщая озабоченность энергетической безопасностью.
____________________________________________
Ледовая лихорадка ("Los Angeles Times", США)
Американские сокровища и арктические притязания русского медведя ("The Wall Street Journal", США)