Любовь существует даже в похожих друг на друга как две капли воды советских панельных многоэтажках, которые, кажется, способны убить все человеческие чувства: вышедший в 1975 году фильм режиссера Эльдара Рязанова 'Ирония судьбы' нашел путь к сердцу каждого россиянина. Молодого человека накануне Нового года по ошибке отправляют в Санкт-Петербург, там он оказывается в квартире по тому же адресу, по которому живет в Москве, только обитает в этой квартире красавица-учительница, которая, кажется, дожидалась именно его, чтобы узнать, что такое настоящая любовь.
Ва-банк
Этот фильм - настоящий памятник коллективной идентичности: на протяжении тридцати лет 31 декабря его смотрят и пересматривают во всех российских семьях, это - незыблемый ритуал России, как нынешней, путинской, так и минувшей, коммунистической. Тридцать лет спустя киноворотилы первого канала российского телевидения осмелились снять продолжение фильма. Было сделано все, чтобы сорвать банк: в картине заняты почти все актеры, снимавшиеся в первом фильме, а также звезды нового российского кинематографа - Константин Хабенский и Сергей Безруков.
Дети главных персонажей картины 1975 года - юноша и девушка - встречаются в той же квартире, что и их родители много лет назад. Но теперь над человеческой индивидуальностью довлеют не однотипные многоэтажки ... а мобильные телефоны. Персонажи картины все время ими пользуются, а один из них (неудачник) доходит в своей мании до того, что смотрит в глаза любимой и одновременно разговаривает по телефону с клиентами, которые высказывают ему претензии на сервисное обслуживание.
Эльдар Рязанов согласился сыграть роль, которую он придумал для себя в первой картине, но снимать продолжение отказался, уступив место мастеру масштабных спецэффектов Тимуру Бекмамбетову. И банк был сорван: вышедший в прокат рекордным тиражом 1 030 копий фильм менее чем за месяц принес более 50 миллионов долларов, побив предыдущий рекорд - 35 миллионов долларов, собранных 'Дневным дозором', снятым тем же режиссером в 2006 году. Эта картина сейчас выходит во Франции.
Новые фетиши
Продюсер картины Константин Эрнст утверждает, что фильм уже посмотрели 30-35 % россиян. Неплохой результат для картины, которая обошлась создателям всего в 5 миллионов долларов. Более того, фильм должен был принести немалую прибыль и за счет скрытой рекламы, нового бича российского кино. Критики насчитали одиннадцать торговых марок - автомобили, телефоны, косметика, кофе - которые упоминались в фильме явно в рекламных целях. Благодаря новой 'Иронии судьбы' люди старшего поколения, многие из которых годами не ходили в кино, вернутся в кинозалы. По крайней мере на это делали ставку продюсеры фильма. За один месяц картину посмотрели 9 миллионов зрителей, так что миссию можно считать выполненной, правда, в этой бочке меда есть и ложка дегтя. Многих пенсионеров, которые позволили себя уговорить сходить в кино в первый раз за последние пятнадцать лет, возмутила вакханалия товаров потребления, новых фетишей российского либерального общества. Героями этого фильма являются не влюбленные, а летящий по заснеженному городу автомобиль Toyota или Bluetooth-гарнитура фирмы Nokia. Волшебная сказка советских времен исчезла, ее заменил маркетинг. А что Вы хотели? Нужно идти в ногу со временем.
__________________________
Из России, но без любви: новый фильм развенчивает советскую эпоху ("The Wall Street Journal", США)
Дикий, дикий Восток ("New Statesman", Великобритания)
Из России - кровь и оборотни ("The New York Times", США)