'Посреди ночи Путин встает и идет на кухню. В холодильнике среди продуктов начинается паника. Курица считает, что ее час настал и при виде голодного президента трясется мелкой дрожью от страха. 'Да не бойся ты, - успокаивает ее глава Кремля. - Я за молоком!'.
Шуток про Путина существует немало и Виктор Шендерович, известный российский сатирик, с удовольствием их рассказывает. Но также и анализирует. Потому что любой 'anekdot' (так русские обычно называют подобные забавные истории) 'может поведать что-то важное об обществе. Разве можно игнорировать тот факт, что большинство шуток в адрес нашего президента обыгрывают чувство страха', - считает Шендерович. Какие другие темы популярны? 'Окружение президента, его петербуржские друзья, бывшие коллеги по КГБ. А также коррупция, которая ничуть не уменьшилась за восемь лет его президентства'.
Правда 50-летний Шендерович уже не может делиться своими шутками и шпильками в адрес Кремля с телезрителями. На протяжении четырех лет его не приглашал в эфир ни один из крупных телеканалов, которые все находятся под контролем властей. Однако в 1990-е годы он был телезвездой. Журналист и сатирик Шендерович был сценаристом передачи 'Куклы', российского юмористического шоу, в котором высмеивались политики, невзирая на чины и звания. Эта программа пользовалась большой популярностью при Ельцине, когда на телевидении царил дух свободы, и россияне семьями собирались перед 'голубым экраном' чтобы посмотреть дерзкие передачи и политические дебаты. 'Времена изменились', - улыбается Шендерович, ядовитый, но прозорливый. 'Ельцин был настоящим политиком, способным воспринимать критику. Путин никогда не был и не будет политиком. Так же как и Медведев (выбранный президентом преемник, которому гарантирована оглушительная победа на президентских выборах 2 марта - прим. La Croix)'.
Как только Путин стал президентом в 2000 году, он начал накидывать узду на СМИ. С телеканалов, которые, конечно же, не могли считаться независимыми, поскольку принадлежали влиятельным олигархам, постепенно исчезла всякая критика. 'И чувство юмора', - с сожалением отмечает Шендерович. 'Куклы' как истинные политические дебаты уже давно исчезли с телевидения. И теперь сатирик пишет книги и ведет передачи на маленьких либеральных радиостанциях с небольшой аудиторией. 'Люди останавливают меня на улице и спрашивают, почему я больше не делаю 'Кукол', - рассказывает Шендерович. - Большинство из них поддерживает Путина, но они не понимают, что голосовать за Путина, значит голосовать против 'Кукол'. Авторитарный режим и жанр сатиры не могут сосуществовать. Но никто не пойдет на демонстрацию, требуя от Кремля большей свободы слова - демократический период был слишком коротким, чтобы за это время наше гражданское общество смогло по-настоящему окрепнуть'.
Правда, юмор полностью не исчез с экранов. Напротив. Но современные передачи - лишь жалкое подобие бывших сатирических выпусков - 'это имитация, и по большей части совсем не смешная!'. Зато в прайм-тайм по телевидению идет множество 'юмористических' передач: череда скетчей, перемежаемых записью хохота и аплодисментов. Их смотрят многие, и ряд 'комиков' стали настоящими звездами. 'Но их юмор тяжеловат, он взывает к низменным инстинктам. Для телезрителей эти передачи позволяют выпустить пар, снять стресс', - считает Сергей Попов, представитель московской интеллигенции, который скучает по 'колкому юмору 'Кукол''.
'Опиум для народа, - иронизирует Шендерович. - Истинно российское чувство юмора не умерло, потому что оно не зависит от политического строя. Россия по природе своей - печальная страна, где жизнь тяжела, и чье население часто остается беззащитным. Наше чувство юмора, естественно, другое, чем в Западной Европе: оно более глубокое, в нем больше трагического'. По мнению Шендеровича, эта разница находит свое отражение и в политике. 'В отличие от западных демократий у нас нет ни настоящего парламента, ни независимой системы правосудия. Поэтому у народа остается единственное 'оружие' против властей - смех. Вот и возникают эти политические анекдоты, которые люди рассказывают друг другу - дома, на работе, в Интернете, даже в Кремле! Ведь сегодня мы живем не в таком страхе, как при Сталине. Это всего лишь пародия на страх', - полушутя полусерьезно говорит Шендерович.
________________________
А про Путина и холодец анекдот слышали? ("Los Angeles Times", США)
Путин в анекдотах ("Eesti Ekspress", Эстония)
'Пролетарии всех стран, извините!': при Путине народ уже не смеется ("Le Monde", Франция)
"Путин - все, Путин абсолютен, Путин незаменим" ("Эхо Москвы", Россия)