Россия настроена продолжать готовиться к проведению в июне этого года в Москве международной конференции по Ближнему Востоку, независимо от того, нравится это Израилю или нет, сказали во вторник газете The Jerusalem Post источники в правительстве, подводя итоги состоявшегося на прошлой неделе визита российского министра иностранных дел Сергея Лаврова.
Наши источники охарактеризовали однодневный визит Лаврова, посетившего Израиль в прошлый четверг, как "трудный", сказав, что российский министр во время встреч с министром иностранных дел Ципи Ливни (Tzipi Livni) и президентом Шимоном Пересом (Shimon Peres) находился в раздраженном состоянии. По сообщению источников, во время переговоров с премьер-министром Эхудом Ольмертом (Ehud Olmert) его настроение было немного получше.
По данным источников, в основе стремления России провести данную конференцию - несмотря на заметно холодное, хотя и официально неопределенное отношение к данной идее и Израиля и Соединенных Штатов - лежит вывод Москвы о том, что ей обязательно нужно расширить свое присутствие на Ближнем Востоке и "оставить свой след" в регионе. По мнению иерусалимских официальных лиц, Кремль захотел принять более активное участие в делах региона не из-за опасений, что американцы могут получить там преимущество, а из-за того, что Москва почувствовала, что она теряет свое влияние на Иран.
По данным наших источников в правительстве, Москва считает, что взятие под контроль сектора Газа движением ХАМАС принесет выгоды Ирану, усиление позиций "Хезболлы" в Ливане тоже выгодно Ирану, и ситуация в Ираке тоже играет на руку Ирану. В связи с этим Москва хочет значительно усилить свою роль и влияние в регионе.
"Они опасаются успехов Ирана", - сказал один из чиновников.
Наш источник отметил, что соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере между Россией и Египтом, подписанное во вторник в ходе визита президента Египта Хосни Мубарака (Hosni Mubarak), также имеет целью усиление влияния в регионе. Израильские официальные лица говорят, что Москва считает, что поставки вооружений и ее ядерные технологии помогут ей закрепить присутствие на Ближнем Востоке и вновь обрести влияние в регионе, как это было во времена Советского Союза.
Во время визита Лаврова Израиль не высказал определенного отношения к идее проведения конференции, и президент Ольмерт воздержался от публичных заявлений в пользу или против данного предложения. Политики в Иерусалиме придерживаются такого мнения, что если планируемое мероприятие будет международной конференцией в духе Конференции в Аннаполисе, на которой арабские страны подтвердят, что они поддерживают палестино-израильское соглашение, то Израиль сможет согласиться с его проведением, хотя и без особого энтузиазма.
Однако если идея мероприятия заключается в проведении в Москве двусторонних палестино-израильских переговоров, то это не то, чего желает Иерусалим. В целом Израиль полагает, что международную конференцию нужно будет проводить тогда, когда будут идти палестино-израильские переговоры.
Тем не менее, хотя Израиль и относится к усилению роли России в регионе без всякого энтузиазма, заинтересованность России в снижении влияния Ирана на Ближнем Востоке полностью совпадает с интересами Израиля. По этой причине Иерусалим может склониться к проведению международной конференции, даже несмотря на то, что эта идея вызывает беспокойство.
"Для русских мы являемся всего лишь маленькой пешкой в большой игре, - сказал один из чиновников. - Они собираются проводить конференцию независимо от того, что скажем мы, зная, что в конце концов мы будем вынуждены примириться с ее проведением".
Выступая перед средствами массовой информации после встречи с Ливни в прошлый четверг, Лавров сказал, что тема московской конференции будет "очень простой". Были соглашения, заключенные в Аннаполисе, все их поддержали. Давайте вновь заявим о поддержке этих соглашений и подтолкнем стороны к их эффективной реализации.
Относительно сообщений о том, что Лавров сказал президенту Сирии Башару Ассаду (Bashar Assad), что одной из тем предлагаемой Москвой конференции будут Голанские высоты, израильские официальные лица отметили, что российская сторона знает о том, что Израиль выступает против участия в "фото-сессии" с Сирией, и если сирийцы действительно заинтересованы в переговорах, то они знают, что делать.
Израиль четко дал понять, что для появления возможности заключения мирного соглашения Сирия должна прекратить поддерживать "Хезболлу" и ХАМАС, изгнать из Дамаска террористические организации и охладить свои отношения с Ираном.
"Русские понимают нашу позицию по данному вопросу", - отметил один чиновник.
По его словам, "раздражительность" Лаврова, имевшая место во время его визита, могла быть вызвана его неуверенностью в том, сохранит ли он за собой пост министра иностранных дел, когда в мае этого года Дмитрий Медведев сменит Владимира Путин на посту президента.
___________________________________________________________
Почему Россия всегда терпела неудачи на Ближнем Востоке ("The American Chronicle", США)
Оазис или мираж? ("The New York Times", США)