Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Безволие западных демократий перед лицом Китая

Ехать? Или не ехать?

Безволие западных демократий перед лицом Китая picture
Безволие западных демократий перед лицом Китая picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По мере приближения Олимпийских игр все четче выявляется полное безволие западных демократий. Экс-коммунистические державы их обескураживают, дипломаты не понимают, с кем имеют дело, а эксперты - о каких режимах они рассуждают. Жестокие репрессии против монахов и светских граждан Тибета потрясли мировое общественное мнение, зато наши элиты стали еще усерднее исполнять танец живота перед китайским руководством. Ехать? Или не ехать?

По мере приближения Олимпийских игр все четче выявляется полное безволие западных демократий. Экс-коммунистические державы их обескураживают, дипломаты не понимают, с кем имеют дело, а эксперты - о каких режимах они рассуждают. Жестокие репрессии против монахов и светских граждан Тибета потрясли мировое общественное мнение, зато наши элиты стали еще усерднее исполнять танец живота перед китайским руководством. Ехать? Или не ехать? У многих лидеров внезапно оказался настолько насыщенный график, что они вряд ли смогут выкроить время, чтобы посетить торжественное открытие Олимпийских игр. Лишь горстка руководителей - Польши, Чехии, Болгарии . . . - осмелились заявить, что они бойкотируют эту церемонию политическо-планетарного масштаба, венчающую режим, который попирает права человека. В общем и целом преобладает лицемерие, и многократные униженные 'извинения' Франции никому чести не делают. Что более достойно уважения - олимпийский факел или люди, замученные и убитые в Лхасе? Парижане свой выбор сделали, хотя, возможно он застал врасплох национальную и мировую дипломатию.

После того, как советская империя пала, а Китай распахнул свои двери навстречу рыночной экономике, западные правительства мечутся из стороны в сторону. То они верят в светлое будущее и конец истории - то есть истории масштабных конфликтов и великих вызовов, - то начинают опасаться новой 'холодной войны' и не знают, какому богу молиться. Еще вчера Джордж Буш пытался понять, что же скрывается во взгляде небесно-голубых глаз 'хорошего парня' Владимира Путина, а сегодня кандидат в президенты Джон Маккейн, тоже, между прочим, республиканец, видит в них только три зловещие буквы: КГБ. Некогда Тони Блэр превозносил достоинства Владимира Владимировича (еще до того, как тот стал президентом), но затем в Лондоне произошло 'радиоактивное' убийство диссидента Александра Литвиненко, и, когда Блэр покидал Даунинг-стрит, 10, ссора между Лондоном и Москвой была в самом разгаре. Сильвио Берлускони, который при любой возможности приглашает в гости своего 'друга', пришедшего с холода, поклялся мне, что за закрытыми дверями он, в отличие от Жака Ширака, не боится делать критические замечания. Теперь похожий танец - шаг вперед и два назад - повторяется вокруг Китая, который обхаживают и которого боятся. Эта развивающаяся держава, по многим показателям занимающая третье место в мире - один миллиард триста миллионов жителей - завораживает, к добру или к худу.

Гигантские, достойные фараонов, стройки, превращающие Пекин в олимпийскую столицу, поражают и ослепляют. Китай, похоронивший марксистскую экономическую модель три десятилетия назад, переживает невероятный экономический подъем. Подобно тому, как это было в Японии и Германии в начале XX века, в стране с огромной скоростью происходят модернизация и глобализация. Благодаря небывалой скорости промышленных и финансовых технологий XXI века, помноженной на нечеловеческую жестокость, свойственную великим коммунистическим стройкам былых времен, мы на расстоянии, по телевизору, можем наблюдать это чудо. Мы восхищаемся небоскребами, выросшими в мгновение ока из-под земли, но забываем о миллионах крестьян, изнуренных, истощенных, на чьи плечи возложено бремя по реконструкции города, где они и прозябают, а как только выполняют свою задачу, их отсылают восвояси.

Достойной фараонов является не только эта стройка, но и вся социальная структура самой большой страны мира. Наверху пирамиды находится коллективный фараон - Коммунистическая партия Китая, чьи руководящие кланы сводят счеты вдали от любопытных глаз. В основании - миллиард рабочих и крестьян, лишенных самых элементарных прав, население современных крепостных и рабов. Между ними - бурно развивающийся средний класс, с выгодой использующий новоприобретенное хрупкое благосостояние, которое, за редкими восхитительными исключениями, вызывает скорее политическую покорность, чем желание добиваться основополагающих 'буржуазных' свобод.

Модернизации - да! Демократизации - нет! Такова руководящая линия китайского фараона, начало которой было положено в 1989 году вместе с кровавым разгоном демонстрации на площади Тяньаньмэнь, когда тысячи студентов расстреливали, истязали, высылали из страны. Такой ответ ожидает любую акцию протеста, отважных забастовщиков и восставших крестьян, интеллектуалов диссидентов, неосторожных пользователей Интернета, тибетских монахов.

Китай уже не является тоталитарным государством в сталинском или маоистском значении этого слова, он - деидеологизированная постмодернистская диктатура: ходят слухи, что ежегодно смертной казни там подвергаются 10 000 человек, причем их семьям приходится возмещать государству стоимость пуль, выпущенных в затылок их близких. Властная элита уже не пребывает в плену идеологических иллюзий, она хочет обогащаться и сохранить власть, она принимает рынок и глобализацию, но не систему сдержек и противовесов, а также требования прозрачности, присущие либеральным демократиям. Экономические чудеса не обязательно порождают чудеса демократические, как и не служат гарантиями против шовинистических и милитаристских перегибов - пример Японии и Германии периода 1900-1940-х годов должен освежить 'девичью' память дипломатов. Великий, превеликий Китай сейчас на распутье, и лестью ему не поможешь.

Полвека коммунистических катастроф, жертвой и зачинателем которых был Китай, превратили пекинских 'твердых орешков' в сверхциников, которым неведомы угрызения совести, невосприимчивых ни к добру, ни ко злу. Им плевать как на свободу самовыражения своих соотечественников, так и на красивые чувства, которыми их западные партнеры расцвечивают завуалированные призывы вести себя надлежащим образом. Давайте покончим с этой ложной наивностью, наше неизбежное сосуществование с этим азиатским гигантом не должно основываться ни на презрении, ни на потворстве. Постмодернистские диктатуры понимают только принцип 'ты - мне, я - тебе', и я не вижу ни единой причины, по которой им стоит позволить под фанфары провести в Пекине событие исторического и мирового значения, пока Лхаса будет страдать за закрытыми дверями.

Политики, если не произойдет никаких существенных изменений, бойкотируйте эту имеющее большое политическое значение церемонию открытия Олимпийских игр и найдите в себе мужество, прозорливость и достоинство объяснить это свое решение! Китайские власти реагируют на давление, доказательством тому служит то, что вчера их речи стали звучать несколько по-иному. Они, совсем недавно громогласно обличавшие далай-ламу и его заговоры, сегодня планируют принять его посланников. Что это? Хитрость, чтобы облегчить угрызения совести дипломатов? Или первый шаг навстречу?

Андре Глюксман - философ

________________________________

Андре Глюксман: Бойкотировать Пекин? Это ни к чему не приведет ("Corriere Della Sera", Италия)

Андре Глюксман: Франция говорит чеченцам 'нет' ("Le Nouvel Observateur", Франция)

Андре Глюксман: 'Я все еще стыжусь своего маоистского прошлого' ("Le Figaro", Франция)